На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

7 июня - Третье обретение честной главы святого Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

В православной традиции верующие более всего почитают Бога и Деву Марию. Творец является создателем Вселенной и, в частности, людей, поэтому к кому, как ни к нему, обращаться со своими просьбами?

Богородица же помогает в самых трудных обстоятельствах, даже там, где, казалось бы, нет ни малейшей надежды. Не зря ведь ее называют заступницей, ходатаицей и покровительницей всего рода человеческого. Но немногим известен тот факт, что наиболее чтимым после Матери Божией у православных считается святой пророк Иоанн Креститель. Ему посвящено достаточно памятных дат в церковном календаре.

Одна из них, прославляющая третье обретение честной главы Иоанна Предтечи, приходится на 7 июня каждого года.

Про­рок Иоанн Кре­сти­тель – по­сле Де­вы Ма­рии са­мый чти­мый свя­той. Про­рок Иоанн Кре­сти­тель был сы­ном свя­щен­ни­ка За­ха­рии (из ро­да Ааро­на) и пра­вед­ной Ели­за­ве­ты (из ро­да ца­ря Да­ви­да).

Жи­ли его ро­ди­те­ли око­ло Хев­ро­на (в На­гор­ной стране), на юг от Иеру­са­ли­ма. Он при­хо­дил­ся по ма­те­рин­ской ли­нии род­ствен­ни­ком Гос­по­да Иису­са Хри­ста и ро­дил­ся на шесть ме­ся­цев рань­ше Гос­по­да.

Как по­вест­ву­ет еван­ге­лист Лу­ка, Ар­хан­гел Гав­ри­ил, явив­шись его от­цу За­ха­рии в хра­ме, воз­ве­стил о рож­де­нии у него сы­на. И вот у бла­го­че­сти­вых су­пру­гов, до пре­клон­ной ста­ро­сти ли­шен­ных уте­ше­ния иметь де­тей, на­ко­нец рож­да­ет­ся сын, ко­то­ро­го они ис­про­си­ли в молитвах.

По ми­ло­сти Бо­жи­ей он из­бе­жал смер­ти сре­ди ты­сяч уби­тых мла­ден­цев в Виф­ле­е­ме и его окрест­но­стях. Свя­той Иоанн вы­рос в ди­кой пу­стыне, го­то­вя се­бя к ве­ли­ко­му слу­же­нию строгой жиз­нью – по­стом и мо­лит­вой. Он но­сил гру­бую одеж­ду, при­хва­чен­ную ко­жа­ным по­я­сом, и пи­тал­ся ди­ким ме­дом и ак­ри­да­ми (род са­ран­чи). Он остал­ся пу­стын­но­жи­те­лем до тех пор, по­ка Гос­подь не при­звал его в трид­ца­ти­лет­нем воз­расте к про­по­ве­ди ев­рей­ско­му народу.

По­ви­ну­ясь это­му при­зва­нию, про­рок Иоанн явил­ся на бе­ре­гах Иор­да­на, чтобы при­го­то­вить на­род к при­ня­тию ожи­да­е­мо­го Мес­сии (Хри­ста). К ре­ке пе­ред празд­ни­ком очи­ще­ния в большом ко­ли­че­стве схо­дил­ся на­род для ре­ли­ги­оз­ных омо­ве­ний.

Здесь и об­ра­тил­ся к ним Иоанн, про­по­ве­дуя по­ка­я­ние и кре­ще­ние во остав­ле­ние гре­хов. Сущ­ность его про­по­ве­ди за­клю­ча­лась в том, что преж­де, чем по­лу­чить внеш­нее омо­ве­ние, лю­ди долж­ны нрав­ствен­но очи­стить­ся, и та­ким об­ра­зом при­го­то­вить се­бя к при­ня­тию Еванге­лия.

Ко­неч­но, кре­ще­ние Иоан­на не бы­ло еще бла­го­дат­ным та­ин­ством хри­сти­ан­ско­го Кре­ще­ния. Смысл его за­клю­чал­ся в ду­хов­ном при­го­тов­ле­нии к при­ня­тию бу­ду­ще­го Крещения во­дой и Свя­тым Ду­хом.

По вы­ра­же­нию од­ной цер­ков­ной мо­лит­вы, про­рок Иоанн был свет­лой утрен­ней звез­дой, кото­рая сво­им блес­ком пре­вос­хо­ди­ла си­я­ние всех дру­гих звезд и пред­ве­ща­ла утро благодатно­го дня, осве­ща­е­мо­го ду­хов­ным Солн­цем Хри­стом (Мал.4:2).

Ко­гда ожи­да­ние Мес­сии до­стиг­ло выс­шей сте­пе­ни, при­шел к Иоан­ну на Иор­дан кре­стить­ся и Сам Спа­си­тель ми­ра, Гос­подь Иисус Хри­стос. Кре­ще­ние Хри­ста со­про­вож­да­лось чу­дес­ны­ми яв­ле­ни­я­ми – схож­де­ни­ем Свя­то­го Ду­ха в ви­де го­лу­бя и го­ло­сом Бо­га От­ца с неба: «Сей есть Сын Мой воз­люб­лен­ный... »

По­лу­чив от­кро­ве­ние о Иису­се Хри­сте, про­рок Иоанн го­во­рил на­ро­ду о Нем: «Вот Аг­нец Бо­жий, ко­то­рый бе­рет на Се­бя гре­хи ми­ра». Услы­шав это, двое из уче­ни­ков Иоан­на при­со­еди­ни­лись к Иису­су Хри­сту. То бы­ли апо­сто­лы Иоанн (Бо­го­слов) и Ан­дрей (Пер­во­зван­ный, брат Си­мо­на Пет­ра).

Кре­ще­ни­ем Спа­си­те­ля про­рок Иоанн за­вер­шил и как бы за­пе­чат­лел свое про­ро­че­ское слу­же­ние. Он без­бо­яз­нен­но и стро­го об­ли­чал по­ро­ки как про­стых лю­дей, так и силь­ных ми­ра се­го. За это он ско­ро по­стра­дал.

Изображение для плейкаста

Гибель святого Иоанна Крестителя:

Прежде чем перейти к знакомству непосредственно с событиями, ставшими причиной учреждения озвученного христианского праздника, следует немного узнать о том, что было раньше.

Третьему обретению честной главы святого пророка Иоанна Предтечи предшествовало первое и второе обретение, которые стали возможными из-за насильственной смерти избранника Господня через усекновение главы.

Начнем с гибели святого. Ближайший предшественник Сына Божия, предрекший приход на Землю Спасителя человечества и крестивший Иисуса Христа в Иорданских водах, умер по воле некой Саломеи. Эта девушка являлась дочерью Иродиады, супруги царя Ирода Антипы, которую тот отнял у брата своего Филиппа - тетрарха Галилеи. У Ирода Антипы был день рождения. На этом празднике Саломея танцевала в угоду царю и его гостям. В благодарность Ирод Антипа пообещал исполнить любую просьбу плясуньи. Саломея из ненависти к святому Иоанну, потому как тот часто корил правителя за нечестное заключение брака с Иродиадой, пожелала стать обладательницей головы подвижника.

Священное Писание гласит, что, услышав это, «царь опечалился, но ради клятвы и возлежавших с ним не захотел отказать ей». Заключенного к тому времени в тюрьму Иоанна Крестителя, поводом чему послужили осуществляемые им беспрестанные обличения Ирода Антипы, был послан оруженосец, и совершивший усекновение честной главы пророка. Водрузив страшный подарок на блюдо, палач, посетив царский праздник, преподнес его Саломее. Та же вручила голову святого своей матери Иродиаде.

Уста уже мертвого Иоанна, по преданию, произнесли еще раз фразу, которую Антипа не раз слышал от живого праведника: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Царица в знак мести исколола острой иглой язык подвижника и предала священную главу земле в нечистом месте. Но святыня пролежала так недолго: одна благочестивая женщина по имени Иоанна, бывшая женой Иродова домоправителя Хузы, извлекла ее, поместила в глиняный сосуд и похоронила на Елеонской горе.

Уче­ни­ки Иоан­на Кре­сти­те­ля по­греб­ли его те­ло в са­ма­рян­ском го­ро­де Се­ва­стии. За свое злоде­я­ние Ирод по­лу­чил воз­мез­дие в 38 го­ду по­сле Р. X.; его вой­ска бы­ли раз­би­ты Аре­фой, вы­сту­пив­шим про­тив него за бес­че­стье до­че­ри, ко­то­рую он по­ки­нул ра­ди Иро­ди­а­ды, а в следу­ю­щем го­ду рим­ский им­пе­ра­тор Ка­ли­гу­ла со­слал Иро­да в за­то­че­ние.

Как по­вест­ву­ет пре­да­ние, еван­ге­лист Лу­ка, об­хо­дя с про­по­ве­дью Хри­сто­вой раз­ные го­ро­да и се­ле­ния, из Се­ва­стии взял в Ан­тио­хию ча­сти­цу мо­щей ве­ли­ко­го про­ро­ка – его пра­вую ру­ку.

В 959 го­ду, ко­гда му­суль­мане овла­де­ли Ан­тио­хи­ей (при им­пе­ра­то­ре Кон­стан­тине Порфирород­ном), дья­кон пе­ре­нес ру­ку Пред­те­чи из Ан­тио­хии в Xал­ке­дон, от­ку­да она бы­ла пе­ре­ве­зе­на в Кон­стан­ти­но­поль, где и хра­ни­лась до вре­ме­ни за­во­е­ва­ния это­го го­ро­да турками. По­том пра­вая ру­ка Иоан­на Кре­сти­те­ля хра­ни­лась в Пе­тер­бур­ге в церк­ви Нерукотвор­но­го Спа­са в Зим­нем Двор­це.

Усекновение честной главы святого отмечается христианами 29 августа (11 сентября). В народе эта дата именуется «Головосеком» и «Иваном-постом».

Первое обретение главы Иоанна Предтечи

Спустя годы с тех пор, как подвижник, крестивший Христа, погиб от рук нечестивцев, знатный человек Иннокентий принял решение возвести на Елеонской горе церковь. Когда рабочие копали ров для кладки фундамента, они наткнулись на глиняный кувшин со святыней. То, что в емкости находилась именно христианская реликвия, строители узнали по многочисленным знамениям.

Так произошло первое обретение главы Крестителя Господня Иоанна. Эту священную часть тела подвижника вельможа Иннокентий хранил бережно на протяжении всей своей жизни, а перед кончиной во избежании возможных надругательств над честной главой спрятал реликвию в построенной им церкви. Впоследствии данный храм разрушился из-за обветшания.

Второе обретение честной главы.

В другой раз святыню обнаружили два монаха-паломника. Это случилось в эпоху правления императора Константина Великого. Монахи пришли в святой город Иерусалим с тем, чтобы поклониться Гробу Господню.

Одному из паломников было видение, в котором тот узрел самого Иоанна Предтечу, указавшего место нахождения своей честной главы. Так монахи нашли христианскую реликвию. Они поместили честную главу пророка в мешок из верблюжьей шерсти но, не захотев быть обладателями столь важной святыни, отдали последнюю первому попавшемуся им на пути гончару их города Емессы.

Горшечнику этому тоже явился святой Иоанн и повелел сохранить свою честную голову. Тот с прилежанием исполнил волю праведника, а перед смертью передал реликвию своей сестре. Женщина послушала брата.

Однако позже святыня очутилась в руках нечестивца: священника, исповедовавшего арианское учение. Долгое время этот безбожник использовал христианскую реликвию в целях поддержания авторитета ереси. Но в конце концов обман арианина раскрылся, и мошенник закопал честную главу Иоанна-пророка ы пещере близ Емессы.

В дальнейшем над этим гротом была возведена обитель. Святыню же по указанию святого нашел в 452 году архимандрит монастыря. Впоследствии ее перенесли в византийскую столицу.

Третье обретение честной главы.

Интересующее нас событие произошло около 850 года. В Константинополе начались волнения, связанные с ссылкой святителя Иоанна Златоуста. В это неспокойное время глава крестителя Господня оказалась в Емессе. Затем приблизительно в 810-820 гг. ее перенесли в Команы, причиной чему послужили набеги сарацин. После святыню предали земле в период гонений на почитателей икон.

По окончании гонений патриарх Игнатий узрел в видении, случившемся во время ночной молитвы, место нахождения честной главы пророка Иоанна. Представитель духовенства сообщил о знамении императору. Тот направил в Команы делегацию, обнаружившую христианскую реликвию. Спустя время последняя вернулась в Константинополь, где ее положили в придворной церкви.

Сегодня святыня находится в студийском Предтеченском монастыре. Часть реликвии хранится на греческом Афоне.

Особенности церковной службы

Последование празднования Третьего Обретения главы Иоанна Предтечи включает в себя:

  • отпустительный тропарь 4-го гласа;
  • кондак плагального 6-го гласа на подобен «Еже о нас» с икосом;
  • канон 8-го гласа;
  • ирмос;
  • три цикла стихир-подобнов;
  • 4 самогласна;
  • 4 седальна;
  • 2 светильна.

Как видите, служба, проводимая в честь событий 850-го года, достаточно насыщенна.

Кстати, тропарь Иоанну Предтече можно в знак уважения к святому и его празднику, не только послушать, присутствуя 7 июня в храме, но почитать дома.

Ниже приводится его текст:

,,Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, пророче и Предтече. Вси убо, сошедшеся в сея обретение, песньми богоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими."

Стоит прочесть также и кондак пророку:

,,Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся и взывающих: Христов премудрый Крестителю, спаси всех нас."

Молитва Предтече и Крестителю Господню Иоанну Крестителю:

,,Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но, совокуплялся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене, недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многия беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего. Аз бо есмь вертеп злых дел, отнюдь не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем. Что сотворю, не вем, и к кому прибегну, да спасена будет душа моя, токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем, по Богородице, вем больша быти рожденных всех: ты бо сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю, не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя, падшагося многими грехи, обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси, крещением омывали грех, покаяние же проповедуяй во очищение когождо дел скверных; очисти убо мя, грехми оскверненнаго, и понуди внити, аможе ничто же скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь."

,,Светоявленный и Божественный в мире столп, солнца светильник, Предтеча, главу светоносную и Божественную свою показавый в концех, освящает той верно покланяющихся и взывающих: Христов премудрый Крестителю, Спаси всех нас!"

Картина дня

наверх