Свежие комментарии

  • Иля Чернова
    4 ДЕКАБРЯ - ВВЕДЕ...
  • Иля Чернова
    БлагоДарю, Олеся!4 ДЕКАБРЯ - ВВЕДЕ...
  • Олеся
    4 ДЕКАБРЯ - ВВЕДЕ...

Как порядок рождения в семье влияет на судьбу и характер...

Старший, средний, младший и единственный: Как порядок рождения в семье влияет на судьбу и характер

Как водится, сколько в семье детей — столько и характеров. Особенно это заметно в многодетных семьях. Почему дети в одной семье такие разные, если воспитываются в одинаковых условиях и одними родителями? В чем здесь дело? Только ли в генах, в особенностях темпераментов?

В семейной психотерапии важными факторами, влияющими на характер и судьбу, считаются порядок рождения и ролевые позиции ребенка в семье. Оказывается, большая часть наших основных представлений о себе, о семейных отношениях и отношениях с противоположным полом зависят от занимаемого нами места среди братьев-сестер. И от того, как к нам в детстве относятся члены семьи в качестве будущих женщин и мужчин.

Во многом под влиянием занимаемых ролевых порядковых позиций формируются наши личностные особенности, характер. Порядковых позиций, как известно, всего 4: старший, средний, младший и единственный ребенок. И каждому из них свойственны общие для этих позиций черты характера. Особыми чертами характера отличаются и близнецы. Хотя, по сути, у них нет возрастных различий, старшим всегда считает себя тот из близнецов, который родился первым.

Например, старшие дети обычно склонны быть лидерами, единственные дети отличаются независимостью от авторитетов, эгоцентричностью, средние дети отличаются гибкостью, способностью к компромиссам, младшие не имеют опыта заботиться о других и сами ждут заботы от них и т.

д.

Кроме порядка в череде братьев-сестер, на характер ребенка влияют и другие составляющие ролевых позиций: это количество детей, их пол и промежутки между их рождением. Например, в зависимости от количества старших и младших братьев и разницы в возрасте средний брат может походить на старшего или младшего из братьев.

Если же разница в возрасте между детьми более 5−6 лет, то каждый из детей по характеристикам будет приближаться к единственным детям. Например, брат, который старше сестры на 10 лет, будет, скорее, иметь черты единственного ребенка, в то же время в его поведении будут заметны черты старшего брата сестер. А младшая сестра этого брата, независимо от того, принимал он участие в её воспитании или нет, также имеет больше черт единственного ребёнка. Однако она готова в браке принять лидерство мужа, особенно если брат для неё был авторитетной фигурой.

В связи с тем, что большая часть наших основных представлений о жизни зависит от занимаемого места среди братьев-сестер, во взрослой жизни мы испытываем наибольшие трудности, когда это место не сохраняется и во взрослых отношениях. К примеру, единственный ребенок, который не привык подчиняться, оказывается на работе у жесткого и грубого руководителя. К тому же он требует беспрекословного подчинения без возможности высказать самостоятельного мнения. Чаще всего, это стресс и неприемлемо для единственного ребёнка. А вот для младшего ребёнка такой руководитель может показаться идеальным.

Даже если в родной родительской семье обстановка не была благоприятной, она может быть для нас ближе и предпочтительней, потому что мы уже знаем, как с этим справиться. Именно поэтому лучшей парой в качестве мужа или жены может быть тот, кто позволяет повторить знакомую обстановку в семье.

Например, младшая сестра привыкла в родительской семье к тому, что старшая сестра всегда отвечала за порядок и чистоту в семье. Младшая сестра всегда отлынивала, за что всегда наказывалась «тумаками». А поскольку она после наказания получала извинения в виде конфеток или объятий, они быстро мирились, забыв об обидах. Повзрослев, младшая сестра выходит замуж за человека, который был младшим братом братьев и привык молча терпеть обиды от старших братьев. Жена же, исходя из своего опыта, всегда недоумевала, как можно, обидевшись, долго молчать.

Два младших ребенка, оказавшись в роли мужа и жены, продолжают ожидать от своих партнеров тех поступков, к которым привыкли в родительской семье. К тому же каждый из них как младший ребенок ожидает, чтобы другой взял на себя ответственность и роль старшего. А поскольку в семье никто не готов взять роль старшего, каждый находится в пассивном ожидании и поэтому глубоко разочарован в своих ожиданиях. Кроме того, надо учитывать, что и жена, и муж в родительской семье не имели опыта общения с противоположным полом.

Когда влюбляются друг в друга и женятся старшая сестра сестер и старший брат братьев, они в первое время, пока влюблены, могут быть очень счастливы, но обычно им приходится нелегко вместе, потому что оба они не привыкли подчиняться, не привыкли к равным отношениям с противоположным полом.

Как старшие дети они неизбежно конфликтуют за лидерство, поэтому такой брак является очень сложным для супругов. Подобный брак, в котором муж и жена в своих семьях оказываются в порядково-ролевых позициях, не совпадающих с позициями, занимаемыми ими в родительских семьях, называется некомплиментарным браком.

А вот женитьба старшего брата на младшей сестре считается более благоприятным, так как позволяет наиболее точно повторить отношения в семье: младшая сестра как жена готова подчиняться мужу, который как старший брат берет на себя функции лидера.

Подобные браки, в которых совпадают порядково-ролевые позиции и в собственном браке, и родительской семье, называются комплиментарными. В большинстве случаев при прочих равных условиях некоторые пары уживаются лучше других только потому, что их ролевые позиции удачно дополняют друг друга. Однако это не говорит о том, что так должно быть обязательно, поскольку на совместимость пар влияют и другие факторы.

Знание порядково-ролевых позиций помогает разобраться в некоторых особенностях нашей личности, отношений с половыми партнерами. Когда мы знаем, например, что в браке мы оба старшие дети и оба склонны к лидерству, доминированию, то это позволяет нам понять поступки и стремления, сильные и слабые стороны друг друга, чтобы начать более конструктивно общаться и стремиться к взаимопониманию и уступкам, а не к разрушению семьи.

Однако учитывая порядково-ролевые позиции детей в семье, всегда надо иметь ввиду то, как родители относились к тому или иному ребёнку: были ли они желанными, любимыми или отвергаемыми и по какой причине.

Картина дня

наверх