Считалось, что плотники, ударившие по матице (потолочной балке) обухом топора или вальком для белья, обрекали жильцов строящегося дома на постоянную головную боль. (укр.). Головная боль могла быть вызвана полудницей (пол.), морой и т. п.; взглядом жабы (Штирия). головная боль объяснялась также воздействием сильного ветра, вихря, солнца, утренней звезды (о.слав.).
Причиной головной боли могло быть нарушение запретов: выбрасывать на улицу состриженные или вычесанные волосы (о.слав.) или бросать их в доме (краков.); расчесывать волосы на Рождество (бел.), в пятницу (твер.), в пятницу на первой неделе Великого поста (пирин.), вечером (рус.); сжигать волосы (витеб., смолен.), мыть голову в день Ивана-Головосека (полес.). Нельзя вертеть шапку на голове, и грать ею (рус.), сушить ее на огне (Косово Поле).
Общеславянский запрет выбрасывать волосы объясняют тем, что из них птица, мышь, жаба могут устроить гнезда, что вызовет у человека головную боль Она будет мучить человека всю жизнь, если его первые состриженные волосв птица употребит на устройство гнезда или их унесет ветер (словен.). У сербов Шумадии не разрешалось спать в день св. Георгия, чтобы не страдать от головной боли в течение всего лета; запрещалось спать под грецким орехом (словен.), качать пустую колыбель (пол. серадз.).
В Чехии и Словакии считалось, что за несоблюдение запрета прясть в ее день св. Люция наказывала нерадивую хозяйку головной болью на целый год, вложив ей в голову горячий уголек. Женщина не должна была прясть, ткать, шить в среду, иначе Среда насылала на нее головную боль.
Чтобы не болела голова, в день св.Яна рвали лопух и полынь и бросали их на крыши домов, прыгали через купальский костер, надевали венки из полыни на голову (з.слав.). Прыгание через костер сопровождалось приговорами типа; [Кто к нашему костру не придет, у того весь год голова будет болеть". В Далмации, прыгая через костер в канун Юрьева дня, говорили: "Юрьев день, Марков день, между ними один день, чтобы у меня никогда не болела голова !" Во время хлестания ветками на Вербное воскресенье парни приговаривали: "Чтобы ножки не хромали, чтоб головка не болела.
Услышав первый весенний гром, три или девять раз стучали железом, камнем или кулаком по голове, произнося: "Залёзна гылыва!" (витеб.), или кувыркались через голову (полес). При виде нарождающегося месяца к нему обращались с просьбой охранить от головной боли, ср.: "Здравствуй, новый месяц, пусть не болят наши головы" (пол.). Словенцы Белой Краины в таких случаях проводили трижды рукой по лицу и говорили: "Молодой месяц, омолоди меня! Когда тебя змея укусит, у меня заболит голова!"
От головной боли человека оберегали амулеты (перстень из рога лося, янтарь, кораллы). В Словении в Сочельник умывались водой с травами, освященными в день Успения, или водой, в которой был папоротник, опаленный на костре в Иванов день; мыли голову отваром растений, собранных в день св. Георгия или на Купалу (о.слав.); вешали в доме омелу и боярышник (ц.пол.); носили в кармане или зашивали в одежду герань (макед.); украшали голову цветком с чужой могилы (Лесковацкая Морава); с утра надевали нижнюю юбку наизнанку (словен.); закапывали первые состриженные волосы ребенка под водостоком (словац.) или бузиной (словен.). В обряде "троецыплятницы" кости жертвенной курицы несли на голове к месту захоронения (вят.), качались на качелях от Пасхи до Зеленых Святок (гіол.), клали в подушку найденные перья (бел.) и пр.
Чтобы избежать головной боли, воздерживались от работы в некоторые праздники. Иоанн Предтеча считался у вост. славян целителем головной боли. Сербы отмечали т. н. Луду среду ("глупая" среда) на первой неделе Великого поста и т. п.
К больной голове прикладывали поочередно три камня, взятых на перекрестке, в проточной воде, из-под водосточного желоба (словен.); клали голову или шапку на целительный камень в святых местах или прикладывали камень к голове; измеряли голову ниткой, которую потом оставляли на дереве (чеш.); изготовляли свечу длиной, равной окружности головы, и ставили в церкви перед иконами (в.слав., серб.); умывались росой на заре лицом к восходящему солнцу (бел.); ходили к источникам, пили там воду и задабривали демонов, обитающих близ них (банат.); при виде нового месяца плевали в его сторону и говорили: "Когда тебя укусит змея, пусть заболит у меня голова" (Бела Краина). Головную боль, вызванную утренней звездой, лечили перед рассветом, бросая три крупинки соли навстречу звезде и говоря: "Звезду хочу, голову не хочу" (болг.).
Головную боль можно было передать тому, кто поднял шпильку, брошенную на перекрестке дорог страдающим головной болью (Прекмурье). Землю с девяти кротовин привязывали ко лбу (пол., Нови Сонч); костью дикой свиньи трижды проводили по щекам, после чего бросали кость через плечо в том месте, куда больше не придут (словен.).
В словенской рукописи 1672 г. для избавления от головной боли рекомендовалось положить голову на край корыта для свиней и произнести молитву. Для лечения головной боли использовали растения, освященные в Вербное воскресенье, в день Божьего Тела, на Успение и Преображение, а также растения, собранные в Юрьев и Иванов дни."
Свежие комментарии