На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

О покойниках и похоронах....

У каждого человека на этой земле есть два самых важных события в жизни - это рождение и смерть. Между двумя этими событиям находится жизнь.

У одного человека она длинная, у другого - короткая, но в своей жизни люди, как правило, отгоняют мысль о смерти, думая, что будут жить вечно. Но вот приходит смерть, а с нею - неизбежные горькие хлопоты о погребении  дорогого вам человека.

В момент смерти человек испытывает тягостные чувства страха при выходе души из тела. При выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей во время Святого крещения, и демонов. Родные и близкие умирающего должны стараться молитвой облегчить его душевные страдания, но ни в коем случае громко не кричать или рыдать.

Смерть близкого человека, особенно внезапная, неожиданная, это не только большое горе, но и свалившиеся на голову вдовы или вдовца многочисленные заботы, с которыми одному очень трудно справиться: надо оформить документы, дать телеграммы родственникам, заказать гроб, поехать на кладбище, подумать о прочих особенностях ритуала, раздобыть транспорт и т.д.

В первую очередь о смерти члена семьи сообщают ближайшим родственникам, чтобы они успели проститься с покойным до похорон и по мере возможностей помогли эти похороны организовать.

Если вы получили такое сообщение, значит, пославший его рассчитывает не только на слова соболезнования, но и на реальную вашу помощь, следовательно, необходимо приехать и предложить свои услуги.

Члены семьи умершего сами решают - будут похороны широкими, с участием сослуживцев и друзей покойного или узкими, сугубо семейными. От того зависит, когда давать объявление в газете и давать ли его вообще.

Если похороны семейные, то сообщение о смерти публикуют уже после совершения похорон или кремации.

Визит соболезнования наносят лишь в том случае, если вы знаете, что в нем есть необходимость, что его ждут и что он может помочь вдове или другим членам семьи покойного. В противном случае незачем лишний раз травмировать людей.

Руководители организаций, где раньше работал умерший, должны предложить свою помощь в организации похорон.

Само собою разумеется, что на похороны приходят в темной, черной одежде, а в доме усопшего не говорят громко и возбужденно, тем более - не смеются.

При уходе человека из этого мира в вечность над ним читается особый канон, "Канон молебный на исход души", который написан от лица умирающего, но может быть прочитан священником или кем-то из близких. В народе его называют еще "отходной молитвой".

Его не обязательно читать рядом с умирающим. Если человек умирает в больнице, канон можно читать дома. Главное - поддержать молитвой душу в самые тяжелые для нее минуты. Если христианин испускает дух во время чтения канона, то его дочитывают с заупокойным припевом: "Покой, Господи, душу усопшаго раба Твоего...

В тех случаях, когда предсмертная болезнь длится долго, принося тяжелые страдания и самому больному, и его родным, то по благословлению священника может быть прочитан другой канон - "Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет"*

   Не часто, но случается так, что человек думает о своей будущей смерти и заранее готовит себе гроб. Такое изделие, как правило, хранят на чердаках. Но здесь существует маленькое, но очень существенное "но": гроб пустой, а поскольку сделан он по меркам человека, он начинает "тянуть" его в себя. И человек, как правило, быстрее уходит  из  жизни. Раньше, чтобы этого не происходило, в пустой гроб насыпали опилки, стружку, зерно. После смерти человека опилки, стружку, зерно тоже закапывали в яму. Ведь если таким зерном кормить птицу, она станет болеть.
   Когда умер человек и с него снимают мерку для изготовления гроба, ни в коем случае нельзя мерку класть на кровать. Лучше всего ее вынести из дома, а во время похорон положить в гроб.
   Обязательно снимите с умершего все серебряные предметы: ведь это именно тот металл, который используется для борьбы "с нечистыми". Поэтому последние могут "потревожить" тело покойного.
   Если в доме покойник, не затевайте стирки. Это необходимо сделать после похорон.
   Когда делают гроб родным и близким запрещено в этом участвовать. Стружки, образовавшиеся во время изготовления гроба, лучше всего закопать в землю, в крайнем случае, бросить в воду, но только сжигать их.
   Постель, на которой умер человек, не надо выбрасывать, как это делают многие. Возьмите ее и вынесите в курятник, пусть она там полежит три ночи, чтобы, как гласит поверье, петух отпел ее трижды.

Когда наступит время укладывать усопшего в гроб, тогда кропят святой водой тело усопшего и его гроб снаружи и внутри. Можно окадить и ладаном. Затем тело переносят в гроб. На лоб умершего кладут венчик. Его дают в церкви, когда усопшего приносят на отпевание. Уста покойного должны быть сомкнуты, глаза закрыты, руки сложены на груди крестообразно, правая поверх левой. Голову христианки покрывают большим платком, полностью закрывающим волосы, причем его концы можно не завязывать, а просто сложить крест-накрест. Не следует надевать на почившего православного христианина галстук. В левую руку усопшего вкладывают икону или крест; для мужчин - образ спасителя, для женщин - образ Божьей Матери. А можно так: в левую руку - крест, а на грудь усопшего - Святой образ. Под ноги и голову усопшего кладут подушку, которую обычно делают из ваты. Тело покрывают простыней. Гроб ставят посреди комнаты перед иконами, обращая лицо умершего головой к иконам.

   Увидев покойника в гробу, машинально не касайтесь своего туловища руками. Это связано с тем, что на том месте, где вы брались рукой, могут вырасти различные кожные наросты в виде опухоли.
   Если в доме находится покойник, то, встречая там своего знакомого или родственников, здороваться надо поклоном головы, а не голосом.
   Пока покойник находится в доме, не следует мести пол. Если вы не выполните этот совет, то могут вскоре заболеть члены вашей семы, а то случится и худшее.
   Не слушайте тех людей, которые советуют для сохранения тела покойника от разложения положить на его губы накрест две иголки. Этим вы не сохраните тело покойника, но иголки, которые были у него на губах, обязательно пропадут, их используют для наведения порчи.
   Для того, чтобы от покойника не шел тяжелый запах, ему в голову можно положить пучок шалфея, в народе его называют "васильки". Он служит и для другой цели - отгонять "нечистую силу". Для таких же целей можно использовать ветки вербы, которая святится в Вербное воскресенье и хранится за образами. Эти ветки можно положить под покойника.
   Умер человек, его тело положили в гроб, а постель, на которой он умер, еще не вынесена. К вам могут подойти знакомые или незнакомые с просьбой поваляться на этой постели. Аргумент выдвигают следующий: чтобы не болела у них спина и кости. Не слушайте их. Не причиняйте себе вред.
   Не кладите мертвецу в гроб живые цветы. Для этой цели используйте искусственные или, в крайнем случае, засушенные.

Возле гроба зажигают свечу в знак того, что умерший перешел в область света - лучшую загробную жизнь.

После того как тело усопшего омоют и оденут, начинают читать канон, называемый "Последование по исходе души от тела". Канон читают только за умершего в этот день человека. Затем в течение трех дней над умершим читается Псалтырь. Псалтырь читается непрерывно над гробом христианина до тех пор, пока умерший остается непогребенным. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин.

В доме зажигается лампада или свеча, которые горят до тех пор, пока в доме находится покойник.

   Вместо подсвечника для свечей используют часто стаканы, в которые насыпают пшеницу. Некоторые люди обсыпают других этой пшеницей и тем самым наводят порчу. Эту пшеницу также нельзя использовать на корм птице или скоту.
   Следите за тем, чтобы под покойника не положили чьи-нибудь чужие вещи. Если вы заметили такое, то необходимо вытащить их из гроба и где-нибудь подальше сжечь.
   Бывает, когда по незнанию некоторые сердобольные мамы клали фотографии своих детей в гроб к бабушке или дедушке. После этого ребенок начинал болеть, и если вовремя не была оказана помощь, мог наступить смертельный исход.
   Нельзя давать свои вещи для одевания покойника. Покойника хоронят, а тот, который отдал свои веши, начинает болеть.

Незадолго до выноса гроба из дома (или выдачи тела в морге) еще раз читается "Последование по исходе души от тела". Гроб выносят из дома, обращая лицо умершего к выходу. При выносе тела провожающие поют песнь в честь Святой Троицы: "Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Бессмертный, помилуй нас".

   Если из дома выносят гроб с покойником, а возле двери стоит кто-то и начинает завязывать узлы на тряпках. Людям эту операцию он объясняет тем, что завязывает узлы для того, чтобы из этого дома не выносили больше гробов. Хотя на уме у такого человека совершенно другое...
   Если беременная женщина пойдет на похороны - этим она сделает себе зло. Может родиться больной ребенок. Поэтому постарайтесь остаться дома в это время, а попрощаться с близким вам человеком необходимо заранее - до похорон.
   Когда несут покойника на кладбище, ни в коем случае не переходите ему дорогу, так как у вас на теле могут образоваться различные опухоли. Если же такое произошло, то следует взять руку покойника, обязательно правую, и всеми пальцами водить по опухоли и читать "Отче наш". Такое нужно проделать трижды, после каждого раза сплевывая через левое плечо.
   Когда несут по улице покойника в гробу - старайтесь не смотреть из окна своей квартиры. Этим вы избавите себя от неприятностей и не будете болеть.

В храме гроб с телом умершего ставят посреди церкви лицом к алтарю и по четырем сторонам гроба зажигают свечи. Родные и близкие усопшего обходят гроб с телом, с поклоном просят прошения за невольные обиды, в последний раз целуют умершего (венчик на его лбу или икону, находящуюся на груди). После этого тело целиком закрывают простыней и священник крестообразно посыпает его землей. При выносе тела с гробом из храма лицо умершего обращают к выходу.

Бывает так, что церковь находится далеко от дома усопшего, тогда по нему совершается заочное отпевание. Родственники умершего заказывают отпевание в ближайшей церкви. После отпевания родственникам дается венчик, разрешительная молитва и земля с панихидного стола.

Дома родственники в правую руку умершему вкладывают разрешительную молитву, на лоб налагается бумажный венчик, а после прощания, на кладбище, тело усопшего, покрытое простыней с ног до головы, как в церкви, крестообразно (от головы к ногам, с правого плеча на левое - чтобы получился правильной формы крест) посыпается землей.

Погребают покойника лицом на восток. Крест на могиле ставится у ног погребенного так, чтобы распятие было обращено к лицу покойного.

Церемония прощания может быть с речами и без них. Но в любом случае родные и близкие находятся справа, а все остальные - слева, если смотреть со стороны изголовья.

Обычно на похороны приходят с цветами или венками, которые располагают вокруг гроба. Затем венки несут перед катафалком и возлагают на могилу так, чтобы видны были траурные ленты и надписи на них; цветами украшают могилу, иногда их бросают на засыпаемый землей гроб.

Первые венки несут родственники усопшего, родственники же первыми идут за гробом.

Пришедшие в дом или на кладбище обязательно выражают соболезнование родным и близким покойного. Родственники могут молча обнять вдову, друзья - пожать руку, знакомые - поклониться. Мужчины обнажают головы (в холодное время года на улице допускается не снимать головные уборы, обнажая голову лишь на кладбище, когда гроб опускают в могилу).

Правила хорошего тона требуют, чтобы, уходя с кладбища, вы еще раз выразили свои соболезнования родным усопшего и предложили свою помощь.

Венки и цветы размещают вокруг гроба и вдоль стен в зависимости от желания семьи покойного.

Если умерший при жизни был награжден орденами и медалями, то возле портрета размещают красные подушечки с наградами. Почетный караул с траурными повязками (лентами) на левом рукаве размещается по обеим сторонам гроба.

Для прощания с умершим гроб устанавливается чаще всего в его квартире либо в клубе организации, где он работал, или в помещении, специально выделенном для этой цели.

В назначенное время открывается доступ в помещение, где находится гроб с телом покойного.

У гроба представители местных организаций. В минуты прощания тихо звучит траурное пение или музыка. Там, где есть возможность, следует привлекать профессиональные и самодеятельные хоры, оркестры.

За 15-20 минут до выноса гроба в помещении остаются для прощания с умершим только родные и близкие.

Лицам, несущим гроб и крышку, надевают траурные нарукавные повязки.

Под звуки хора или оркестра выносят портрет, за ним - венки, награды на подушечках, крышку, гроб. Траурная процессия направляется к месту захоронения.

Если процессия движется к кладбищу в автомашинах, то на первой машине-катафалке находится гроб с покойным, его портрет, награды и знамя. За машиной-катафалком следуют машины с родными и друзьями, затем - с остальными участниками процессии. Хор или оркестр целесообразно отправлять заранее, с таким расчетом, чтобы он встретил на кладбище основную процессию.

В больших городах траурная процессия на машинах движется в соответствии с правилами дорожного движения.

На кладбищах, в траурном зале или на траурной площадке проводятся гражданские панихиды.

Гражданская панихида - это воздание умершему последнего долга и почести коллективом, общественностью, родными. Гражданскую панихиду открывает председатель похоронной комиссии кратким вступительным словом.

Председатель комиссии предоставляет слово представителю администрации, который рассказывает о трудовой деятельности, достижениях в работе, жизненном пути покойного и о том, что он оставил после себя людям на земле.

Представитель общественности говорит о заслугах умершего, о его моральных качествах.

Слово предоставляется представителю младшего поколения.

К присутствующим обращается с краткими воспоминаниями один из друзей покойного. Он говорит о совместно пройденном жизненном пути, раскрывает яркие черты характера своего друга, рассказывает о нем как о внимательном и заботливом человеке, отце, вспоминает его любимое занятие и увлечение.

Звучит траурная музыка. Участники похорон формируют могильный холмик. На нем устанавливается временно надгробная табличка с указанием фамилии, имени и отчества, на самом видном месте - портрет, затем цветы и венки.

После окончания панихиды похоронная процессия или организатор похоронного ритуала должны проявить заботу о родных покойного, а также от их имени поблагодарить присутствующих за проявленное сочувствие и оказанную помощь.

После похорон не следует оставлять родственников и близких покойного наедине со своим горем. Им необходима задушевная беседа, дружеское сочувствие».

   Завязки, которыми связаны руки и ноги покойника, необходимо развязать и положить в гроб с покойником. В противном случае, как правило, их используют для наведения порчи.
   Если вы прощаетесь с умершим, постарайтесь не наступить на это полотенце, которое кладут на кладбище возле гроба, чтобы не навлечь на себя порчу.
   Если вы боитесь покойника, возьмитесь за ноги умершего и подержитесь. Это можно делать перед тем, как его кладут в могилу.
   Иногда люди могут бросить за пазуху или за шиворот землю с могилы, доказывая, что так можно избежать боязни мертвецов. Не верьте - это делается для наведения порчи.
   Когда опускают гроб с телом покойного в могилу на полотенцах, эти полотенца необходимо оставить в могиле, а не использовать их для различных домашних нужд или отдавать кому-либо.
   При опускании гроба с телом в могилу все провожающие умершего в последний путь перед зарыванием могилы бросают в нее по комку земли.
   После ритуала предания тела земле ее необходимо отнести на могилу и высыпать крестообразно. А если вы поленитесь, не пойдете на кладбище и возьмете землю для этого ритуала со своего подворья, то сами себе сделаете очень плохо.
   В последние десятилетия у нас появился обычай хоронить людей с музыкой. Это не по-христиански. Покойника необходимо хоронить со священником.
   Бывает так, что человека похоронили, а тело земле не предали (т.е. не соблюдали положенные ритуалы погребения). Для этого нужно не лениться, а сходить на могилу и взять оттуда горсть земли, с которой затем пойти в церковь.
   Желательно, во избежание всяких неприятностей, дом или квартиру, где жил покойник, побрызгать освященной водой. Это необходимо сделать сразу же после похорон. Побрызгать такой водой необходимо и людей, которые участвовали в похоронной процессии.
   Возвратившись с похорон, необходимо в обязательном порядке отряхнуть свою обувь перед тем, как войти в дом, а также подержать руки над огнем зажженной свечи. Это делается для того, чтобы не занести порчу в жилище.

Похороны позади, и по старому христианскому обычаю на столе для угощения души покойного ставят в стакане воду и что-нибудь из еды.

   Следите за тем, чтобы маленькие дети по неосторожности или взрослые не выпили из этого стакана или не съели чего-нибудь. После такого угощенья и взрослые, и дети начинают болеть.
   Во время поминок усопшему, по традиции, наливают рюмку водки. Не пейте ее, если вам будет кто-то советовать. Лучше будет, если водку выльете на могилку.
   Если у кого-нибудь из вас умер близкий или родной человек, и вы по нему часто плачете, советую завести в доме траву чертополох. Можно использовать и другой способ, чтобы меньше убиваться за умершим родным человеком. Необходимо найти головной убор (платок или шапку), который носил покойник, перед входной дверью зажечь его и обойти поочередно все комнаты, читая вслух "Отче наш". После этого вынесите из квартиры остатки сгоревшего головного убора, сожгите их до конца и закопайте в землю.
   На вашей улице покойник, а вам необходимо срочно посадить картофель. Не тратьте зря времени и усилий. Если вы посадите картофель во время, когда покойника еще не похоронили, не ждите хорошего урожая.
   Если Вы пришли на могилу к близкому человеку вырвать траву, покрасить оградку или что-нибудь посадить. Начинаете копать и выкапываете веши, которые там не должны находиться. В таком случае все, что вы нашли, необходимо вынести за кладбище и сжечь. Когда это будет гореть, старайтесь не попадать под дым, а то можете сами заболеть.
   Если букет, перед тем, как быть подаренным, всю ночь пролежал на могиле на кладбище, то такие цветы приносят не радость, а горе.

После похорон члены семьи часто собирают близких родственников и друзей покойного на поминки.

Значительная часть застольной беседы посвящается поминовению усопшего, воспоминаниям о нем, добрым словам, направленным на утешение родных.

После похорон близкого человека многие соблюдают траур. Самый глубокий траур - до года - носит вдова. В это время на ней только черная одежда, украшения отсутствуют. Естественно, неприличными считаются и помыслы о повторном браке, пока не истек срок траура.

Мужчина-вдовец носит траур полгода. Дети соблюдают траур по умершим отцу или матери: полгода - глубокий, три месяца - обыкновенный и три месяца полутраур, когда к черному цвету в одежде примешивается серый и белый. По бабушке и дедушке носят полугодовой траур: три месяца - глубокий, три месяца - полутраур. Также - по брату и сестре.

Если на период семейного траура выпадает венчание кого-либо из родственников, то в день свадьбы траурный наряд снимают, а на следующий день надевают снова. Летом допускаются светлые костюмы, но - с черной лентой.

В публичные увеселительные места во время глубокого траура не выезжают. А в театре и на балах рекомендуется появляться, только полностью сняв траур.

Произвольное сокращение траура тотчас же бросается в глаза знающим вас и может вызвать осуждение. Но, нося траур, тоже не надо выказывать безграничное горе: все следует делать с достоинством, ибо смысл траура не только в соблюдении внешних приличий, но и в том, что он -время углубления человека в самого себя, время раздумий о смысле жизни. В конечном итоге как мы чтим память своих родных, так и другие, возможно, будут чтить нашу память, ибо никто в этом мире не вечен.
* Литература имеется в церковной лавке.

По книге И. Панкеева "Обычаи и традиции русского народа"
По книге А.Аксенова. "Пост для души и тела

Как правильно проводить обряд похорон.

Подготовка к похоронам.

В народных обычаях, связанных с похоронами, можно выделить три основных этапа.

Предпогребальные обрядовые действия: подготовка тепа умершего к похоронам, омовение, одевание, положение во гроб, ночные бдения у гроба покойного.

Погребальные обряды: вынос типа, отпевание в церкви, дорога на кладбище, прощание с умершим у могилы, погребение гроба с телом в могилу, возвращение родных и близких обратно в дом умершего.

Поминки: после похорон и доме умершего на третий, девятый, двадцатый, сороковой дни, полгода, годовщину после смерти, с заказыванием поминальных треб в церкви, поминальными трапезами и домашними молениями по умершим.

Многие предпогребальные действия, помимо практической необходимости, имеют древнее, ритуальное происхождение. Омовение имело не только гигиеническую цепь, но рассматривалось и как очистительный обряд. По церковному вероучению, умерший должен уйти «к Господу с чистой душой и чистым телом». Религиозно-магический характер омовения подчеркивался тем, что его совершала особая профессиональная категория людей - омывальщиков. Эта профессия чаще становилась уделом старых дев и старых вдовцов, уже не «имеющих греха», то есть интимных отношений с людьми противоположного пола. Если девушка долго не выходила замуж, то ее пугали тем, что она будет «обмывать покойников». Девицы, занимавшиеся «собиранием» умерших и чтением над ними Псалтири, носили темную одежду.

За труд они получали белье и носильные вещи умершего. Если не было специалистов - омывальщиков, издавна было принято, чтобы омовение умерших производили люди, не состоявшие в родстве с умершим. Согласно церковному поучению, матери не полагалось обмывать своего умершего ребенка, так как она обязательно будет его оплакивать; а это осуждалось как отступление от веры в бессмертие души: по христианскому вероучению, ребенок обретает райскую жизнь, и поэтому его смерть не должна оплакиваться. В народе сложилось поверье, что материнская слеза «жжет ребенка».

В настоящее время обмывание покойного совершается чаще всего в морге. Однако еще встречаются, особенно в деревнях, старушки-обмывалки. Из старинных обычаев, связанных с этим обрядом, уже многие забыты, в частности, магические свойства предметов омовения уже мало кто помнит. 

Постель в которой умер покойный сжигали, вещи раздают после сорокового дня.

В местностях богатых лесом старались делать гробы, выдолбленные из ствола дерева. Использовались разные виды деревьев, но только не осина. Гробы устилались изнутри чем-нибудь мягким. Обычай делать из гроба имитацию постели сохранился повсеместно. Мягкая обивка, покрытая белым материалом, подушка, покрывало.

Прежде (да иногда и теперь) при положении умершего в гроб принимали меры магической предосторожности. Тело брани не голыми руками, а надевали рукавицы. Избу постоянно окуривали ладаном, сор из избы не выносили, а подметали под гроб, направляя в сторону умершего. Правила православного захоронения предусматривают класть в гроб мирянину, помимо нательного крестика, венчик на лоб и «рукописание» - написанную или напечатанную молитву, отпускающую грехи, которую вкладывают в правую руку покойника, а также свечи.

Обязательно в доме завешивали зеркала сразу после того как покойный ипустил дух, опасаясь появления там призрака. Но за этим обычаем скрывается не что иное, как суеверное представление – что, если покойник посмотрит в зеркало, душа его «очнется» и не сможет попасть «на тот свет». Смерть, согласно тому же комплексу первобытных страхов, - не должна ни от чего отражаться, иначе принесет несчастье другим.»

При одевании покойных провожающие их иногда испытывают затруднение в выборе цвета одежды, и чаще всего предпочитают темную дли мужчин и светлую - для женщин.

Магические свойства всегда приписывались женским волосам, отчего а старину замужней женщине считалось греховным ходить простоволосой, а в церкви всем - от девочек-младенцев до старух - полагалось находиться в головном уборе (что обычно соблюдается и теперь). Это отразилось и на погребальном костюме. Женщин было принято хоронить в платочках: молодых – в светлых, пожилых - в темных.

Вообще одежда умершей девушки и сами похороны были а России особенными. Смерть молодой девушки была редким событием. Она воспринималась не только как переход в новое состояние, новую форму бытия, уже загробного, но и как особый этап этого бытия, подобный земному. Смерть молодых незамужних и неженатых людей совпадала в земной жизни с брачным возрастом, с поворотным этапом в земной жизни - браком. Это служило основанием для сопоставления и совмещения погребального обряда со свадебным.

Не только у русских, у многих народов был обычай одевать девушку, умершую в расцвете молодости, в подвенечный наряд, готовить ее к погребению, как невесту на свадьбу. На похоронах умершей девушки даже имитировали свадебный обряд, пели свадебные и подвенечные песни. Как девушке, так и парню на безымянный палец правой руки надевали обручальное кольцо, между тем как женатому человеку и замужней женщине кольца не надевали.

Сейчас тоже встречается обычай хоронить молодых девушек в свадебном наряде, а на их поминках пить шампанское, имитируя несостоявшуюся свадьбу.

В прошлом способ изготовления погребальной одежды подчеркивал ее специфическую функцию - предназначенности преисподнему миру. Одежда была как бы не настоящей, а лишь ее заменой, не сшитой, а лишь наметанной. Ее шили обязательно на руках, а не на машинке, нитку закрепляли, держали иголку от себя вперед; иначе покойник опять придет за кем-нибудь в свою семью. Имитацией была и обувь покойника: в кожаной обуви, как правило, не хоронили, а заменяли ее матерчатой. В случаях, когда надевали сапоги, железные гвозди из них выдергивали.

В настоящее время в обычае хоронить в новой, еще не носившейся одежде прослеживается отголосок верования, что новизна одежды умерших - синоним чистоты, безгрешности души, которая должна являться на тот свет чистой. Многие пожилые люди заранее готовят себе «смертный наряд».
Хотя сейчас, чаще всего в силу экономических причин, бывает, что хоронят и в старом - мужчин обычно в темном костюме, рубашке с галстуком, женщин - в платье или юбке с кофтой, как правило, светлых тонов, но использование в качестве обуви специальных тапочек - явление повсеместное. Они входят в комплект похоронных принадлежностей (так же, как и покрывало, имитирующее саван) ритуальных бюро. Тапочки без твердой подошвы, как обувь, не предназначенная для носки, отражают вышесказанный обычай облачать покойного в «ненастоящую» обувь и одежду.

Что касается обычая закрывать покойному глаза, то он вполне естественен. Монеты (обычно медные пятаки) кладут на веки часто даже в том случае, когда глаза покойного и так закрыты. Делается это для того, чтобы глаза не открылись впоследствии, из-за сокращения мышц. Эти монеты, кстати, полагается класть в гроб.

Согласно существующим и поныне повериям, глаза покойного должны быть закрыты, чтобы покойник не взглянул на кого-либо из членов семьи, так как тот может после этого умереть : «покойник еще кого-то выглядывает (умер с открытыми глазами)» «покойник глядит одним глазом –высматривает другого»

Есть обычай класть деньги в гроб. По всей видимости, присутствующие вообще не должны класть деньги в гроб, поскольку это может представлять именно для присутствующих определенную опасность. Особенно в том случае, если положенная кем-то монета или купюра будет заколочена в гроб и зарыта на кладбище. Если во время прощания присутствующие положат деньги поверх савана, то их перед похоронами надлежит достать и раздать на милостыню. Если приглашенный на поминки имеет возможность и желание оказать материальную помощь родственникам, то почему и не отдать предназначенные для этого деньги родственникам? Совершенно необязательно бросать их в гроб. Можно около гроба где на столике поставить такую тарелочку для денег.

Проводы усопших.

Комплекс обрядов этого этапа (вынос тела, отпевание в храме, похоронная процессия на кладбище, захоронение возвращение родственников умершего в дом) многофункционален. Он включает как исполнение христианских требований, так и серию предохранительных магических действий, основанных на страхе перед умершим.

К первым относятся чтение и моления «на исход души». Хотя теперь в городе чаще всего стараются в день смерти перевезти усопшего в морг, в православных семьях, а небольших городах и деревнях, где нет моргов, сохраняется традиция ночного бдения около покойника. В тех случаях, когда не приглашается священник,

Псалтирь или другие священные книги читаются верующими мирянами. Зачастую даже бывает, что ночные бдения старушек возле умерших ровесниц не сопровождаются чтением христианских текстов, а проходят в самых обычных воспоминаниях или беседах – «я посидела у гроба, и у меня посидят».

Поныне устойчиво сохраняется такая деталь похоронного ритуала: сразу после смерти на полочку к иконам или на окно ставят стакан воды, накрытый куском хлеба.
На поминальном обеде подобным образом оставляют рюмку водки, накрытую куском хлеба, и иногда этот символический прибор ставится у символического места покойного за столом или перед фотографией. Наиболее типичное объяснение этого – «душа находится до 40 дней дома».

Один из элементов домашнего траурного ритуала - зажжение свечей в изголовье покойного, их прикрепляют к углам гроба, ставят в стакан на стопе, а перед иконами - лампады.

В настоящее время точные сроки выноса тепа, отпевания, похорон, согласные с церковными правилами, соблюдаются редко, и священнослужители, совершающие заупокойные требы, обычно не настаивают на точности. В народе же бытует мнение, что раньше двенадцати часов и позже захода солнца выносить покойного из дому нельзя.

К мерам, оберегающим живых, следует отнести обычай выносить тело из дома ногами вперед, стараясь не задеть за порог и косяки двери, чтобы предотвратить возвращение покойника по своему следу.

При выносе тела умершего из дома в народе было принято громко плакать, открыто выряжая свое горе причитаниями. В них показывалась общественная оценка жизни покойного, проявлялась его репутация. Над гробом причитали не только близкие родственники покойного, но и соседи. Если родственницы не плакали, соседи брали под сомнение чувство привязанности родных к умершему. В плачах имело место воздействие на общественное мнение в отношении живых. «Вытье» считалось данью уважения и любви к покойнику. По числу воющих женщин (не родственниц) можно было определить, каковы были отношения умершего с соседями.

Еще древнерусская церковь наложила запрет на народные вопли и плачи - «не плакать по умершим». Надгробные плачи расценивались как проявление языческих представлений об участи души за гробом, отсутствие у народа христианской веры в бессмертие души. Как уже упоминалось, матери не должны были плакать по умершим детям. В народных религиозных рассказах в наглядных образах рисовалась скорбная участь на том свете умерших детей, оплаканных матерями: умершие дети изображались или в отяжелевших от материнских слез одеждах, или сидящими в болоте, или носящими в тяжелых ведрах изливаемые матерью слезы. Однако церковный запрет в повседневной жизни не соблюдался.

Петр I со свойственной ему страстью к администрированию издал даже специальный указ о воспрещении плача на похоронах, который действия не возымел.
Порядок организации и следования похоронной процессии в различных регионах России в прошлом был в основном однотипен. Похоронное шествие возглавлял несущий распятие или икону, обрамленную рушником. Затем следовали один или два человека с крышкой гроба на голове, за ними - духовенство. Две-три пары мужчин несли гроб, за которым шли близкие родственники. Траурную процессию замыкали соседи, знакомые, любопытные.
Интересно, что обычай нести гроб на руках сравнительно поздний. В русских деревнях еще в прошлом веке из суеверных соображений переносить гроб часто старались в рукавицах, на полотенцах, на жердях, на носилках.

На современных похоронах иногда выполняется запрет - обычай не разрешает детям (сыновьям) нести гроб с телом родителей и закапывать могилу. В прошлом запрет был обусловлен боязнью очередной жертвы в семье, страхом перед магической способностью умершего увести за собой в могилу кровного родственника. В настоящее время гроб чаще несут товарищи по работе, дальние родственники как можно дольше в знак уважения к памяти безвозвратно ушедшего человека.
Состав современного траурного шествия обычно таков: вначале несут венки, потом крышку гроба - узкой частью вперед, гроб с покойником. За гробом первыми идут родные, близкие, затем все провожающие.

По дороге обычно разбрасывают веточки ели, как символ вечной жизни, наступать на них считалось опасным.

Устоявшийся гражданский ритуал похорон определяет и состав похоронного шествия с элементами, невозможными в прошлом и в православном ритуале: траурная музыка духового оркестра, несение в шествии портрета покойного в черной рамке, несение подушечек с орденами и медалями, прощальные речи. Интересно отметить, что в наши дни часто встречается причудливое смешение гражданского ритуала с церковным. Например, установление на могиле одновременно и православного креста, и портрета умершего человека.

Похороны.

Обряд погребения совершался до захода солнца, когда оно находится еще высоко, чтобы «заходящее солнце могло захватить с собой умершего»
Это, а также, например, опускание вместе с гробом в могилу церковных свечей, горевших во время отпеваний, не противоречит законоположениям православия. Также, как и существующее поныне последнее целование умершего близкими и родственниками, как и обычай со стороны провожающих бросить в могилу по горсти земли с пожеланиями: «Пусть земля тебе будет пухом». Впрочем, вместо этой фразы можно кратко помолиться: «Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное». Молитву эту можно совершать и перед тем, как приступить к очередному блюду во время поминок.

Был и кое-где остается такой архаический элемент обрядности, как обычай бросать в могилу мелкие деньги. Существовало несколько народных, истолкований этого обычая. Одно - как выкуп места на кладбище для умершего, что является дополнительным свидетельствам связи умершего с местом его захоронения - могилой, землей. Если не откупить места, покойник будет по ночам приходить к живым родственникам и жаловаться на то, что «хозяин» подземного мира гонит его из могилы.

По другому варианту деньги клали, чтоб умерший мог купить себе место на том свете.

Иногда а могилу бросают «слезовой» платочек. После того, как могила засыпана, на надмогильном холме устанавливают венки, в центре – цветы. Иногда сразу ставят крест или временный обелиск, памятную доску с фамилией, именем, датой рождения и смерти.

Считается за правило не устанавливать постоянный памятник на могиле ранее, чем через год после смерти.

Естественная для любивших и потерявших близкого человека трагедия прощания с ним на погребении сопровождается плачем, причитаниями женщин. Поминальная трапеза на погосте с выпивкой «за помин души», с кутьей, блинами, с разбрасыванием остатков пищи на могиле для птиц (душ умерших) повсеместно существует и теперь.

В прошлом особым способом поминовения души была «тайная», или «потаенная», милостыня. Она обязывала соседей молиться за усопшего, при этом молящийся принимал на себя часть грехов умершего. «Тайная» милостыня состояла в том, что родственники умершего сорок дней раскладывали по окнам, крыльцам беднейших соседей (бобылок, стариков и т. п.) подаяние, хлебцы, блины, яйца, коробки спичек, иногда более крупные вещи - платки, куски ткани и др. Как и все поминки были жертвой, так и милостыня была жертвенной пищей. Помимо «тайной» милостыни, существовала явная, открытая милостыня – «в знак памяти» - раздача пирогов, печенья, сладостей нищим и детям у ворот кладбища. При отпевании также раздавали присутствующим по калачу и зажженной свече. Во многих местах каждому участнику поминок вручали по новой деревянной ложке, чтобы при еде этой ложкой вспоминали умершего. Для спасения грешной души делали пожертвование на новый колокол, чтобы он «вызвонил» погибшую душу из ада, или отдавали соседям петуха, чтобы он пел за грехи покойника.

Сейчас, помимо раздачи милостыни кладбищенским и церковным нищим, существует и особая форма милостыни-поминовения - раздача на похоронах некоторым близким платков. Платки эти полагается бережно хранить. Я бы предостерегла вас от такого обычая, чтоб не навели порчи.

Траур и поминки .

Требование соблюдения траура распространяется как на длительный период - год, так и на более короткий срок - шесть недель после смерти. Наиболее общепринятые формы траура ношение траурной одежды, запрет на выход замуж вдовы и женитьбу вдовца, брак взрослых детей. Траур предполагал также отказ от развлечений, плясок, песен. Траур, «тужение» по случаю потери кормильца, хозяйки держался всегда дольше, чем траур по старикам. И сейчас не утратило своего значения соблюдение траура по умершему: ношение темного платья, черного платка до 40 дней, частое посещение кладбища, запрет на развлечения и участие в светских праздниках и т. п. Более длительный срок ношения черного или темного платья (год и более) обусловлен тяжестью потери. Их носят чаще матери, потерявшие взрослых безвременно погибших детей.

До одного года иногда соблюдают траур также и вдовы. Дочери, похоронившие престарелых родителей, сокращают срок ношения траурной одежды до шести недель, а то и до одной недели. Мужчины надевают темный костюм только для участия в погребальном ритуале, а в последующем - не соблюдают внешних признаков траура.

В знак траура в доме занавешивают зеркала, останавливают часы; из помещения, где стоит гроб с телом, умершего, выносят телевизор.
Традиционно в России похороны всегда завершались поминками, поминальным обедом.

В народе прочно бытовало представление, что молитва облегчает участь грешной души за гробом, помогает ей избежать адских мучений. Поэтому родственники умершего заказывали в церкви заупокойную службу (обедню) с поминанием усопшего в продолжении шести недель после смерти - сорокоуст. Кто победнее, тот заказывал сорокоуст читальщику, который в течение сороки дней на дому умершего читал канон. Имена умерших записывали в годовое поминовение - синодик.

В народной среде отмечались следующие поминальные дни: день похорон, третий и шестой дни после смерти - редко, девятый и двадцатый - не всегда, сороковой - обязательно. Далее «справляли» полугодовину, годовину, а затем - уже в рамках календарной обрядности - следовали родительские дни. 

Поминальная трапеза начиналась и заканчивалась кутьей и блинами. Кутью в разных местностях готовили по-разному из зерен пшеницы, сваренных в мёду, из разваренного риса с сахаром и изюмом. Следует её откушать в первую очередь, затем блины и кисель или компот. Кутью берут не ложкой а руками правой и кладут на левую с руки и вкушают, хотя конечно и можно и ложкой. Далее последовательности блюд поминальная трапеза носила форму обеда. Первое , второе и третье. В постные дни поминальный стол включал преимущественно постные блюда. Вино (водка) на поминках употреблялись, но не везде.
Чаще всего поминальный стол - это обычный торжественный стол, только с более скромным украшением блюд. Однако отмечено, что многие считают более приличным употребление в виде напитков домашнего компота или характерного для русской кухни киселя, а не покупного лимонада: из крепких напитков - водки и кагора («церковного вина»), а не коньяка, шампанского и пр.

Сейчас приобретает все большую масштабность посещение могил умерших на православные Праздники - Пасху и Троицу. Первостепенную роль во внецерковной стороне современной обрядности Пасхи играет совместная трапеза с умершими, восходящая к языческому жертвоприношению. На могилах (на тарелках, на бумаге) помещают приношения в разных наборах, например, несколько крашеных яиц, кусок кулича, яблоко, конфеты или раскрошенный кулич; очищенные яйца; или на столике у могилы пшено, несколько штук печенья.

Иногда оставляют на могиле стаканчик спиртного «для покойника». На Пасху и Троицу принято ремонтировать, подкрашивать крест, памятник, оградку (весенний ремонт «дома покойного»), украшать могилу цветами. На Троицу особенно трогателен обычай использовать полевые цветы и венки из березовых веток, развешиваемых на крестах и оградках.

Дни особого поминовения усопших (родительские дни).

Каждый день недели в Православной Церкви приурочен к особому воспоминанию (Пресвятой Богородицы, Иоанна Крестителя и др.). Суббота же посвящена памяти всех святых и почивших. В субботу (означающую по-еврейски - покой) Церковь молится за всех перешедших от земли в загробный мир, как совершенных (святых), так и несовершенных, участь которых еще окончательно не решена. Кроме ежедневных молитв и субботы, в году есть отдельные дни, преимущественно посвященные молитвам за усопших. Это, так называемые, родительские дни (на Руси всех усопших предков было принято называть родителями):

1. Мясопустная вселенская родительская суббота - за неделю до Великого поста. Название мясопустной эта суббота получила по следующему за ней дню - "Недели мясопустной", т.е. дню, в который последний раз разрешается мясная пища.

2. Родительская вселенская суббота 2-й недели Великого поста.

3. Родительская вселенская суббота 3-й недели Великого поста.

4. Родительская вселенская суббота 4-й недели Великого поста.

5. Радоница - вторник второй недели после Пасхи. Радоницей этот день назван в ознаменование радости живых и усопших о Воскресении Христовом.

6. 9-го мая - день поминовения всех погибших в годы Великой Отечественной войны (постановление о поминовении принято на Архиерейском Соборе, проходившем в ноябре-декабре 1994 года).

7. Троицкая вселенская родительская суббота - суббота перед днем Святой Троицы. (В настоящее время сложился неправильный обычай считать родительским днем сам праздник Троицы).

8. Димитриевская суббота - суббота за неделю перед праздником памяти великомученика Димитрия Солунского (8 ноября по новому стилю) - Небесного Покровителя благоверного великого князя Димитрия Донского. Одержав победу на Куликовом поле, князь Димитрий совершил поименное поминовение павших на поле брани воинов накануне своего дня Ангела. С тех пор Церковь поминает в этот день, названный народом Димитриевской субботой, не только воинов, погибших за Отечество, но и всех усопших православных христиан.

9. Кроме того, в день Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна (11 сентября по новому стилю) Церковь совершает поминовение православных воинов, за Веру и Отечество на поле брани убиенных. Поминовение в этот день установлено в 1769 году во время войны с турками и поляками по указу императрицы Екатерины П.

В родительские дни православные христиане посещают храмы, в которых совершаются заупокойные службы. В эти дни принято приносить жертву на панихидный стол (канун) - различные продукты (за исключением мясных). После совершения панихиды продукты раздаются служащим храма, нуждающимся, отправляются в детские дома и дома престарелых. Продукты на панихидный стол приносят и в другие дни, когда заказывают панихиду, так как это есть милостыня за усопших.

В весенние и летние родительские дни (Радоница и Троицкая суббота) принято после церкви посетить кладбище: поправить могилки умерших родственников и помолиться уже рядом с их погребенными телами. Обычай оставлять на могилках различную снедь к православию никакого отношения не имеет. Это все отголоски языческих тризн. В некоторых местах существует обычай в Радоницу приносить на кладбище и оставлять там крашеные яйца и конфеты, как бы символично христосоваясь с умершими. Но лучше этого не делать, а, мысленно похристосовавшись с почившим, самому скушать яйцо. Иначе эту пищу просто расклюют и съедят птицы и собаки, напачкав вдобавок на могиле.

Большой грех на кладбище, где покоятся наши близкие, пить спиртное. Самое лучшее, что вы можете сделать для них, - это совершить молитву, хотя бы такую краткую: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих, всех наших родных и близких, и прости их вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

Домашние молитвы об усопших.

Молитву об усопшем Святая Церковь считает необходимой частью не только богослужения в храме, но и домашнего правила. Конечно, главное - это церковное поминовение усопших, вместе с пастырями. Но домашняя молитва - это так же и наш долг перед усопшими, доказательство нашей любви к ним. Тем более необходима домашняя молитва в дни памяти умерших, если невозможно было помянуть их в храме.

В третий, девятый, сороковой дни и годовщины (где принято, также в двадцатый день и полгода) память усопшего следует почтить чтением Панихиды. Во все сорок дней после кончины время особого поминовения, когда решается судьба души почившего, ежедневно должен читаться Канон об усопшем. Все эти последования можно читать как дома, так и на кладбище. В остальные дни можно читать или Панихиду, или отдельно Каноны об усопшем, усопших. Также поминают усопших на

Псалтири и читают помянник в утренних (а по желанию и в вечерних) молитвах. Под субботу можно читать за всех своих родственников один из Канонов об усопших.
Великий канон об усопших в церкви совершается всего два раза в год - в Мясопустную и Троицкую Вселенские родительские субботы. Но в домашней молитве можно его читать и в любое другое время - по желанию и по силам, по благословению духовника. Это поминовение всех от века усопших православных христиан. Есть благочестивый обычай - раз в году совершать поминовение всех своих сродников и в домашней молитве, и поминальной трапезой. Можно выбрать для этого или день памяти кого-то из родных, или просто какой-то удобный для поминовения день, когда разрешена, по Уставу, домашняя заупокойная молитва, то есть не в праздничные и не в воскресные дни. Необходимо особо отметить, что о составе и пределах своей домашней молитвы обязательно следует советоваться со священником, а главное - со своим духовным отцом.

Как следует вести себя на похоронах?

В документальном фильме "Австралия", можно найти информацию о взгляде на похороны аборигенов. Об умершем человеке они говорят: "Это тот, чье имя мы уже не должны называть".

Но традиции похорон сложились по-другому, и, оказывается, не в пользу человеческой душе.

Суть обряда придания земле - запечатать душу человека, а значит зафиксировать его в мире мертвых.

Но человек должен заново рождаться! В течение года человек забирает свой накопленный жизненный опыт и отправляется в новое рождение, но наши обряды могут ему мешать.

Похороны - это личный процесс души. Личным он должен быть для семьи и близких, поэтому важно присутствие на похоронах людей, любивших покойного. Люди приходят, собираются, вспоминают только хорошее, отпускают эту душу. Поэтому и говорят, что об умершем человеке нельзя говорить плохо. Близкие вспоминают, обсуждают, конечно, плачут, но это не значит, что нужно убиваться. Своим желанием добра душе покойного вы помогаете ему считываться.

В чем смысл считывания?

Ото всюду, где был этот человек, с кем он общался, он забирает свою информацию, то есть он собирает всю ее по частям. Душа все это суммирует как наработанный опыт. Общение с людьми и миром - это и есть наработанный опыт. С этим опытом человек уходит в новое рождение.

Поэтому, если большая часть людей его держит как живого, душа не может уйти, она не может собрать информацию о себе. Именно тогда-то душа человека может остаться на кладбище.

Тогда умерший может сниться как живой, являться в виде призрака. Идет обратная реакция, опять же связанная с незнанием процесса - покойного начинают поминать: идти в церковь и ставить свечу, покупать еду и раздавать ее, тем самым фиксируя умершего в мире мертвых.

Важно чтобы фотографии умерших были убраны в альбомы, а не стояли на видном место в рамке. Неотпущенные души через каналы глаз снимают энергетику семьи, и начинаются ссоры, болезни, неприятности…

Что должно быть в идеале?

Естественно детям и беременным женщинам нельзя посещать кладбище. В идеале прийти на кладбище должны те, кто хочет прийти. Прийти с мыслью не о том, что мы человека оставляем в земле, а с мыслью о том, что человека нужно отпустить. Он уходит из этого мира, чтобы родиться заново, и к этой ситуации нужно так и относиться.

Даже если хоть один знающий человек присутствует на похоронах, обряд похорон уже проходит легче. Потом в течение года умерший может сниться, но уже через год он должен перестать являться во сне.

Не допускайте на похороны и к гробу сомнительных бабушек и посторонних людей. С похоронами связано множество ритуалов черной магии и в гроб к покойному могут положить чужие фотографии или вещи, могут целенаправленно собирать обмылочки с покойного.

Есть такой обряд, когда снимается порча: любой предмет нужно закопать на могиле человека с таким же именем, как и у человека, с которого снимается порча. Якобы с себя, по такому же информационному адресу отдать умершему человеку. Вроде бы умершему уже все равно. Но дело в том, что человек живет не одну жизнь, и все, что лежит в могиле или на могиле, считывается с этим человеком. И, получается так, что рождается ребенок, на котором уже есть негативная программа, поставленная посторонним человеком. При этом в любом случае пострадает человек, который сделал порчу.

Другой момент: после похорон люди ходят к умершему на кладбище. Нужно помнить, что через год после смерти человек перерождается, и его души на кладбище быть не должно.

Когда приходите на кладбище, помните, что через год после смерти душа уходит уже в новое рождение: человека, которого вы знали, там уже нет.

Есть люди, которые просто содержат могилу в чистоте и порядке. Но, как правило, люди идут туда к родне, как будто повидаться с умершими родственниками. В период массового посещения могил родственников у людей обостряются сердечно-сосудистые заболевания.

Энергетика кладбища негативная: идет отток жизненного потенциала.

Если человек выпивает на кладбище, идет определенная нагрузка на энергетику: человек раскрывается и может подключиться к любой негативной программе, что вызовет отток жизненного потенциала и проблемы на физическом уровне.

Любая царапина, полученная на кладбище, долго заживает, потому что уже идет подселение астральных сущностей. Кладбище - это место, где есть неотпущенные астральные планы умерших людей. Любое нагноение - это и есть подключение к нижнему астральному плану.

После церковной службы у многих людей без каких-либо признаков простуды или воспаления наблюдаются скачки температуры, особенно у детей. Всегда обостряются хронические заболевания, потому что есть нагрузка на организм, на энергетику человека. Сбой будет в том месте организма или судьбе, где изначально был пробой: где тонко, там и рвется.

Скачки давления, незаживающие раны провоцирует все, что в понимании эниологии связано с привязкой к нижнему астральному плану: к культу смерти.

Никакой еды и выпивки на кладбище быть не должно. Траву, цветы, вазы, венки и т.п. в дом приносить нельзя. Ни в коем случае нельзя водить на кладбище детей и ходить туда беременным.

Нельзя возжигать свечи за упокой души умершего человека, а также ставить свечи во здравие живущих людей.

Цветы с кладбища и свечи применяются в деструктивной магии.

Вы нигде в Библии не найдете ни слова о применении свечей. Они применяются в деструктивной магии.

Вызванный астрально-ментальный план (фантом) жертвы отождествляется на свечу и потом сгорает свеча - погибает человек.

В магии это называется энвольтированием на смерть!

И если живой человек всё же как-то может восстановиться после этого, то покойному это вряд ли удастся - выйти в своё следующее рождение он уже не сможет.

Кладбище и магия. Советы, которые должен знать каждый!

- Если вы по вечерам слышите свист и не находите его источника, то в этом случае навестите могилы своих близких, и свист перестанет вас беспокоить.

- Если вы часто по ночам беспричинно просыпаетесь, то сходите в церковь и закажите поминание своих родственников.

- Если вы на кладбище что-то непредумышленно уронили, никогда не поднимайте это с земли. Этим вы удлините свою жизнь.

- Когда вы входите на кладбище, то в воротах, на границе мертвого города, не заговаривайте ни с кем, не подкуривайте и не задерживайтесь.

- Если, идя по кладбищу, вы нечаянно зацепились за крест или памятник одеждой, то сразу же мысленно попросите прощения у покойника за беспокойство.

- Если вы на кладбище, то никому ни под каким предлогом не разменивайте денег, не давайте закурить или прикурить. Не старайтесь опередить кого-то в возложении цветов.

- Если вы положили какую-то вещь покойному человеку на могилу, то в ближайшем будущем вы можете расстаться со своим здоровьем.

- Не кладите в гроб ничего лишнего: своих фотографий, денег, украшений. И если ваши вещи случайно были одеты на покойника, то в этом случае срочно прочтите заговор: «Ты, раб Божий (имя покойника), в моей вещи спишь, ко меня, раба Божьего (имя свое) не заспишь. Тебе (имя покойника) в граде мертвых лежать, а мне далеко от этого города жить-поживатъ, Бога хвалить, детей растить, да добра наживать! Да будет по слову Господа Бога! Аминь!» Этот наговор читайте на могиле усопшего трижды в первую субботу полнолуния, на рассвете. После положите небольшой помин на могилу: два больших сладких яблока и две конфеты. В ближайшее воскресенье посетите храм и поставьте об упокоении умершего и о своем здравии по одной свече.

- Если вы были на кладбище, и вам как бы послышалось, что кто-то вас зовет, то трижды перекреститесь и скажите: «Боже мой, спаси меня, раба Божьего (свое полное имя), сохрани и помилуй! Аминь!»

Запомните, что нельзя подбирать на кладбище ничего, пусть даже это будет очень ценная вещь. Ведь иногда, чтобы откупиться от беды, делают откуп, то есть кладут на могилу деньги или золотые украшения со специальным заклинанием. Человек, взявший откуп, берет на себя все плохое.
Когда человек умирает, как известно его душа покидает тело, то есть происходит отделение астрального тела от тела физического. Но в течение 40 дней душа находится рядом с телом – она все видит и слышит. Люди, обладающие ясновидением, могут наблюдать за ней. 

Картина дня

наверх