Россия помнит немало великих побед, одержанных в знаменательных битвах с врагом: одна только священная война 1941-1945 гг. чего стоит. Выделялись наши предки своими подвигами и во времена княжеской Руси.
Яркий пример тому - Куликовская битва, из которой абсолютным победителем вышел правитель и полководец Димитрий Донской. Этот человек к тому же еще и святой, правда им он официально стал спустя более, чем 6 столетий.
1 июня церковь утвердила день памяти великого князя. Чтобы в полной мере ощутить важность указанной даты, следует узнать хотя бы немного о жизни и личности избранника Божия.
Детство и отрочество подвижника Димитрия Донского:
Святой благоверный князь Димитрий Донской появился на свет 20 (12) октября 1350 года в семье великого князя Ивана Ивановича. Нарекли его так в честь избранника Божия Димитрия Солунского.
О детстве князя историки мало что могут рассказать, однако доподлинны известны следующие факты:
*Духовное воспитание будущего правителя и полководца протекало под влиянием и руководством святителя Московского Алексия. Последний практически заменил своему подопечному родного отца, поскольку тот ушел из жизни, когда Димитрию было всего только 9 лет. Кроме того, определенное влияние на воспитание веры в отроке оказал преподобный Сергий Радонежский.
*В сознании мальчика рано укоренилась ответственность за собственное высокое происхождение, и этому поспособствовали рассказы родителя о подвигах славных предков, таких как Данила Московский, Александр Невский и т. д.
*В девятилетнем возрасте Димитрий Донской унаследовал отцовское княжество, получив на то разрешение от хана Орды, под игом которого в те времена находилась Русь. Великим князем он стал, будучи 12-летним отроком, то есть в 1362-м году.
Как видите, детство Димитрия Донского имело мало общего с таковым обычных детей. Ему рано пришлось стать взрослым не по годам в силу непростых жизненных обстоятельств.
Великий государь Димитрий Донской.
Благоверного князя Димитрия канонизировали на основании его многочисленных заслуг перед Отечеством. Одной из них следует назвать умелое управление государством, в результате которого Русь значительно окрепла, а Московское княжество сыграло роль центра, объединившего вокруг себя все остальные прилежащие земли. По этой причине историки и называют святого князя не иначе, как «держатель русской земли».
Начав свою деятельность в данном ракурсе, что называется, «с младых ногтей», Димитрий Донской инициировал борьбу с удельной системой, имевшей место быть на тот момент в стране. Результатом ее стало полное подчинение Москве городов, где восседали правители, получившие владения по наследству. Такая участь постигла Владимир, Ростов, Серпухов, Нижний Новгород, Рязань, Тверь и еще ряд уделов. К слову, процесс подчинения Московскому княжеству Твери и Рязани был непростым. Правитель Михаил Александрович Тверской оказал Димитрию Донскому жесткое сопротивление, даже призвал на помощь литовцев, но проиграл борьбу: народ под воздействием политики нового управленца признал смену власти.
Еще одна заслуга великого князя в сфере государственных дел - это установление нового порядка престолонаследия. Согласно последнему теперь после ухода из жизни московского правителя власть переходила к старшему сыну в семье, но никак ни к старшему в роду князю.
Мужественный воин и защитник Отечества Димитрий Донской.
В самом начале данной статьи упоминалась прямая связь святого благоверного князя с вошедшей в историю Куликовской битвой. Этот факт можно считать основополагающим в последующем причислении Димитрия Донского к лику святых. Прославление избранника Божия именно по данному поводу указано в тропаре, написанному в честь подвижника: «Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская, языки побеждающа. Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню, на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия, тако, княже Димитрие, Христу Богу молися, даровати нам велию милость».
Следует отметить, что в этом молитвословии не одна только победа в Куликовской битве отмечена. Димитрий Донской участвовал и в других сражениях, из которых также выходил победителем. Это и поход на Волжскую Булгарию в 1376 году, и битва на реке Воже в 1378-м. Все они были направлены против татар, под игом которых длительное время находилась Русь. Так, победа, одержанная Димитрием Донским на реке Воже, явила народу мужественного воина, способного сокрушить рано или поздно коварного врага. Произошедшее же на поле Куликовом практически поставило точку в господстве Орды над нашей страной. Это стало очевидным впоследствии, когда спустя какое-то время ослабленное ханство распалось и утратило могущество.
Последователь веры христианской.
Неверно считать, будто лишь умение превосходно управлять государством, проводить реформы и фактическое ускорение окончания ига татарского на русских землях возвеличивает великого князя Димитрия Донского в глазах наших соотечественников. Истинные православные принимают во внимание и трепетное отношение князя к церкви, Богу и христианской религии в целом. Получив с раннего детство духовное воспитание, правитель Руси на протяжении всей своей жизни был поддерживаем покровителями своими: святителем Московским Алексием и Сергием Радонежским. Их советы очень помогали великому князю и во многом определяли направление его политики.
Димитрий Донской был глубоко религиозным человеком. Его, по свидетельству историков, отличала необычайная любовь к Господу. Перед каждой битвой, перед каждым походом великий князь возносил пламенную молитву Богу и Матери Божией, просил заступничества и поддержки. Этим, вероятно, и были в большей степени обусловлены яркие, решающие для судьбы России и русского народа сражения.
Святой благоверный князь ввел в православный календарь две новые христианские даты: Димитриевскую родительскую субботу и день обретения мощей князя Александра Невского. Первая дата была посвящена Димитрием Донским памяти воинов, погибших во время Куликовской битвы.
Вторая возникла благодаря чуду: у гробницы Александра Невского в ночь перед началом похода святого князя против татарских полчищ вдруг зажглась свеча, а из алтаря вышли два старца. Они остановились у раки князя и произнесли: «Восстани Александре, ускори на помочь правнуку своему, великому князю Димитрию, одолеваему сущу от иноплеменников». После слов этих святой восстал из гроба, словно живой, и чудесная троица исчезла.
Димитрий Донской обладал множеством добродетелей. Среди положительных качеств, свойственных великому благоверному князю, были милосердие, великодушие, высокая нравственность, искренняя любовь к народу своей страны. Он с добротой относился к подчиненным, помогал нуждающимся, возводил православные христианские храмы.
19 мая 1389 года великий князь Димитрий Иоаннович преставился. Кончина его на 41-м году жизни поразила всю Русь. После Владимира Мономаха и Александра Невского никого так не любил и не чтил народ русский. Он был похоронен в Архангельском соборе, рядом с гробницами его отца, деда, прадеда. По преданию, на отпевании среди многочисленного духовенства находился покровитель, молитвенник, старец великого князя, преподобный Сергий Радонежский.
Великий князь оставил после себя 12 детей: 8 сыновей и 4 дочери. Он заповедовал перед смертью отпрыскам чтить мать, жену свою княгиню Евдокию. Похоронили Димитрия Донского в Архангельском соборе Московского Кремля, а канонизировали в 1988 году.
В своем ревностном служении Церкви Христовой, патриотических трудах Отечеству и народу в грозные годы вражеского ига благоверный князь явился истинным сыном Церкви Русской, вдохновляющим и ныне ее верных чад на самоотверженное служение Богу и людям. Праведный подвиг князя, отдавшего «душу свою за други своя» (Ин.15:13), не был забыт православным верующим народом. Он побуждает и ныне чад церковных к служению на благо Родины и ее народа.
Особым знаком произволения Господня стало почитание князя Димитрия как избранника Божия. По свидетельству многочисленных источников, памятников письменности и иконографии, сначала в Москве, а потом повсеместно по всей России началось прославление князя. Уже вскоре после кончины его были написаны «Похвальное слово», текст которого вошел в состав русских летописей, и житие. В житии отмечаются христианское великодушие и большая любовь к народу, сочетавшиеся с широкой благотворительностью.
Сохранились и иконографические изображения великого князя: на фреске Архангельского собора и в Грановитой палате. Описание образа князя можно прочитать и в «Иконописном подлиннике» (под 9 мая).
Память о великом князе жива всегда и особенно увеличивается в годы войн и опасностей. Так, в Великую Отечественную войну имя князя Димитрия в патриотических посланиях патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия стояло рядом с именем святого Александра Невского; оба князя-воина призывались в помощники страждущему Отечеству. Именем Димитрия Донского была названа танковая колонна, созданная на средства верующих.
Великий князь Московский Димитрий Донской канонизирован как святой благоверный на основании его больших заслуг перед Церковью и народом Божиим, а также на основании его личной благочестивой жизни, воплотившей спасительную христианскую идею пожертвования собой до крови ради блага и спасения ближних.
Тропарь благоверного князя Димитрия.
глас 3
Велика обрете в бедах тя поборника земля Русская,/ языки побеждающа./ Якоже на Дону Мамаеву низложил еси гордыню,/ на подвиг сей прияв благословение преподобнаго Сергия,/ тако, княже Димитрие,/ Христу Богу молися,// даровати нам велию милость.
Кондак благоверного князя Димитрия.
глас 2
Подвиги твоими, святе Димитрие,/ страну нашу Бог сохрани,/ давый тебе силу непобедимую./ И ныне, предстателю крепкий,/ соблюдай молитвами святыми/ град твой Москву невредим// от всех навет вражиих.
Молитва первая благоверному князю Димитрию Донскому.
Молитва вторая благоверному князю Димитрию Донскому.
Войска русскаго Христова собирателю, славне княже и воеводо Донской Димитрие, мудрый военноначальниче, мученическаго сонма святых Христовых воинов предводителю, со многими князи, подручными слугами и верными другами душу свою за веру Святую и Православное Отечество положивый, от преподобнаго Сергия Радонежскаго благословенный, Богородицею возлюбленный, молися ко Пресвятей Троице, да вси Божии воины в земле российстей меж собою разобщенныя и духом злобы сатанинской разделенныя во едино стадо Христовов собраны будут, верой православною и любовию Божией друг со другом сплоченные и тобою водительствуемые, на полях духовной брани и в битвах земных всех врагов ненавидящих Бога победить скоро имут, и славу Святой Руси умножат, благодать на землю Русскую привлекут, и православное Царство Божие на своей российской земле узрят; достойный плод покаяния о грехах своих принесут; и яко велий дар Божий, богопомазанным царем в земле славянской увенчаны будут; и от сего Богоизбраннаго Православнаго самодержавнаго русскаго царя благослоевние приимут; и под святительскою его власти благочестию православных верноподданных навыкнут; иго сатанинское сокрушат и чистоту евангельскаго света всему миру явят, якоже и ты, всечестный княже Димитрие, зриши ныне Царство Небесное, и стоиши пред Великим Архиереем, Господом и Спасом Иисусом Христом, и от всевышней Его Божией Благости, веруем, яко испросить нам великие милости можеши, да и мы присно Славу Бога Отца, Бога Сына и Бога Святаго Духа всегда величающии, наипаче же твое святое великое княжеское предстояние за Русь Святую, яко великаго воеводу в великой битве поминаем и почитаем, идеже слава праведной жизни твоей, княже Димитрие, сияет пред всеми небесными Ангелами и Архангелами, святыми человеками и грешными людьми, и нам на земле присно являемая, всех нас за веру Христову, Отечество и Царя до смерти стоять вдохновляемая, всегда, ныне, присно и во веки веков. Аминь.
Свежие комментарии