Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело.
Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет:
- «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего.
- По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться.
Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенныеправила.
- Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени» (Слово о келейном молитвенном правиле).
Даже апостолы просили Господа:
- «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11: 1).
- Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву «Отче наш».
- Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – «пою») пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов.
- В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16).
- Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви.
Слова апостола Павла:
- «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами.
Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами:
- «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1 Кор. 14: 19).
В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными:
- «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль,
- не столько простирание рук, сколько напряжение души,
- не столько известное положение тела, сколько расположение духа»
(святитель Иоанн Златоуст).
Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник:
- «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9);
- «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов.
- Одно слово мытаря умилостивило Бога, и
- одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника.
- Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).
Как правильно молиться собственными словами?
Преподобный Никодим Святогорец пишет:
- «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий:
- сначала восславословь Бога,
- потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные,
- далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его
- и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).
Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой:
- «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу…
- И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя:
- надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью…
- Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).
Об этом говорит и святитель Феофан Затворник:
- «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу,
- читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом.
- Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая.
- Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).
- Источник
Свежие комментарии