На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

МОЖНО ЛИ МОЛИТЬСЯ БОГУ СВОИМИ СЛОВАМИ?

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Молитва является не только беседой с Богом, но и особым трудом, в котором участвуют разум, чувства, воля и тело. 

Чтобы молитва была благодатной и принесла плоды, нужна чистота сердца, глубина веры, опыт духовной жизни. 

Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: 

  • «Душа, начинающая путь Божий, погружена в глубокое неведение всего божественного и духовного, хотя б она была и богата мудростью мира сего.  
  • По причине этого неведения она не знает, как и сколько должно ей молиться

Для вспомоществования младенствующей душе святая Церковь установила молитвенныеправила.

  • Молитвенное правило есть собрание нескольких молитв, сочиненных боговдохновенными святыми отцами, приспособленное к известному обстоятельству и времени» (Слово о келейном молитвенном правиле). 

Даже апостолы просили Господа: 

  • «Научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих» (Лк. 11: 1). 
  • Спаситель дал ученикам, а через них – всем христианам совершеннейший образец молитвы – молитву «Отче наш». 
  • Кроме молитвы Господней, в апостольский век общепринятыми были псалмы (греч. псалло – «пою») пророка Давида и песнопения других богодухновенных гимнографов. 
  • В псалмах славословили и благодарили Господа. Ими утешались и возносили к Богу прошения во всех жизненных обстоятельствах. К псалмопению призывает апостол Павел верующих (см.: Еф. 5: 19; Кол. 3: 16). 
  • Однако этим не ограничивалась молитвенная жизнь в первенствующей Церкви. 

Слова апостола Павла: 

  • «Непрестанно молитесь» (1 Фес. 5: 17) – содержат призыв к стяжанию постоянной внутренней молитвы, которая чаще всего совершается своими словами

Апостол говорит и о молитве собственными словами, произносимой устами:

  • «В церкви хочу лучше пять слов сказать умом моим, чтобы и других наставить, нежели тьму слов на [незнакомом] языке» (1 Кор. 14: 19).

В последующие века святые отцы также научают нас молиться не только установленными молитвами, но и собственными

  • «Для этого не столько нужно слово, сколько мысль, 
  • не столько простирание рук, сколько напряжение души, 
  • не столько известное положение тела, сколько расположение духа» 

(святитель Иоанн Златоуст). 

Наставления молящемуся своими собственными молитвами дает преподобный Иоанн Лествичник:

  • «Не употребляй в молитве твоей премудрых выражений, ибо часто простой и неухищренный лепет детей был угоден Небесному Отцу их» (Лествица. 28: 9); 
  • «не старайся многословить, беседуя с Богом, чтобы ум твой не расточился на изыскание слов. 
  • Одно слово мытаря умилостивило Бога, и 
  • одно изречение, исполненное веры, спасло разбойника. 
  • Многословие при молитве часто развлекает ум и наполняет его мечтаниями, а единословие обыкновенно собирает его» (Лествица. 28: 10).

Как правильно молиться собственными словами? 

Преподобный Никодим Святогорец пишет: 

  • «В молитве своей надлежит тебе совмещать те четыре действия, о которых пишет святитель Василий Великий: 
  • сначала восславословь Бога, 
  • потом возблагодари Его за благодеяния, тебе явленные, 
  • далее исповедуй Ему свои грехи и преступления заповедей Его 
  • и наконец испрашивай у Него потребного тебе, наипаче в деле спасения твоего» (Невидимая брань. Ч. 1. Гл. 46: О молитве).

Самое главное, чтобы молитва была живой, искренней и теплой: 

  • «Хорошо на молитве сказать несколько своих слов, дышащих горячею верою и любовью ко Господу… 
  • И как приятен бывает Господу этот наш собственный лепет, исходящий прямо от верующего, любящего и благодарного сердца, пересказать нельзя: 
  • надобно только то сказать, что душа при своих словах к Богу трепещет радостью… 
  • Несколько слов скажешь, а блаженства вкусишь столько, что не получишь его в такой мере от самых длинных и трогательных молитв – чужих молитв, по привычке и искренно произносимых» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

 Об этом говорит и святитель Феофан Затворник:

  • «Если душа бывает вяла и не сильна сама подняться к Богу, 
  • читайте на память какую-либо молитву, каждое слово несколько раз повторяя, чтоб разбить душу, как молотом. 
  • Когда же душа идет сама к Господу, не читайте никаких молитв заученных, а свою речь прямо ведите к Господу, начиная с благодарения за милости именно вам самим, потом и другое что нужно сказывая. 
  • Господь близь! Он внимает слову из сердца» (Письма. Вып. 7. Письмо 1083).
  •  
  • Источник

Картина дня

наверх