Свежие комментарии

  • Ивановна
    Спасибо за информацию11 августа: Калин...
  • Николаевна
    Поздравляю!8 августа: Ермола...
  • Владимир Иванов
    Из всего, что предложено, только лапчатка белая может реально помочь, остальное, пустая трата времени. У меня 10 лет ...Лечим узловую щит...

6 АВГУСТА ДЕНЬ БЛАГОВЕРНЫХ КНЯЗЕЙ БОРИСА И ГЛЕБА, ВО СВЯТОМ КРЕЩЕНИИ РОМАНА И ДАВИДА.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Празднования в честь святых Бориса и Глеба совершаются три раза в год - по новому стилю это даты: 15 мая — перенесение их мощей в новую церковь-усыпальницу в 1115 году, выстроенную князем Изяславом Ярославичем в Вышгороде, 6 августа — празднование обоим святым и 18 сентября — память князя Глеба.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Святые благоверные князья-страстотерпцы Борис и Глеб (в святом Крещении — Роман и Давид) — первые русские святые, канонизированные как Русской, так и Константинопольской Церковью. Они были младшими сыновьями святого равноапостольного князя Владимира.

Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья были воспитаны в христианском благочестии. Старший из братьев — Борис получил хорошее образование. Он любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Под их влиянием святой Борис возымел горячее желание подражать подвигу угодников Божиих и часто молился, чтобы Господь удостоил его такой чести.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Борис и Глеб - первые канонизированные Русской Православной Церковью святые. Их имена, открывающие собой наши святцы хронологически, в то же время открывают их мистически; впервые в отечественной истории был явлен тот образ безрассудного, казалось бы, самопожертвования, который потом будет воплощаться в ней неоднократно - в разные эпохи, в разных ситуациях…

Православный календарь сохранил для нас в первую очередь языческие, данные им еще до крещения, имена обоих братьев, родных сыновей равноапостольного князя Владимира (Борис при крещении был назван Романом, а Глеб - Давидом).

В 1015 году, после смерти их отца, великокняжеский престол должен был - согласно тогдашним законам наследования - перейти именно Борису, который, однако, не стал его оспаривать у захватившего власть Святополка, пасынка князя Владимира.

Борис не только не борется за великокняжеский престол, но даже отряжает к Святополку посла с более чем странной (в данных-то обстоятельствах!) просьбой: «Ты будь мне отцом, ты - брат мой старший!» А «старший брат» посылает - вместо ответа - к Борису убийц, Застав его за чтением молитв всенощного бдения, они терпеливо дожидаются конца службы, по завершении которой Борис обращается к образу Спасителя со словами: «Сподоби меня принять страдание не от врагов, а от брата», а потом ложится на постель и позволяет наемным убийцам пронзить себя копьем.

Рана не была смертельной, но Борис и на этот раз отказался бороться за свою жизнь, умолив мучителей «окончить повеленное». И, приняв роковой удар, он испустил дух.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Далее разворачивается второй акт этой духовной драмы. Святополк, не удовлетворившись одним убийством, вызывает к себе в Киев Глеба, которого он заманивает ложным известием о тяжелой болезни отца, князя Владимира (к тому времени уже умершего). По дороге Глеб встречает гонца от своего брата Ярослава Новгородского, который, сообщив о смерти Бориса, предупредил князя о готовящейся засаде. Глеб прерывает путь и останавливается, чтобы возвести молитву об упокоении души брата. В это самое время его и настигают вооруженные убийцы. Смертельный удар князю наносит ножом его собственный повар. Бездыханное тело Глеба разбойники бросили на берегу речки, опустив его между двумя бревнами. Над этим местом впоследствии временами возникало дивное сияние и раздавалось ангельское пение.

В 1019 году, через четыре года после кончины князя Глеба, здесь были обретены его нетленные мощи. Их перенесли в Киев, где уже покоилось тело Бориса.

Ярослав Мудрый, брат убиенных, настаивал на канонизации страстотерпцев, однако духовные власти Константинополя отказывались причислить их к лику святых: слишком уж недавно, по их мнению, была просвещена Русь светом Христовым, чтобы в ней так скоро могли появиться угодники Божии.

Прославление братьев состоялось лишь в 1078 году. Случилось это так. Когда мощи князя Бориса перекладывали из старого гроба в новую раку, церковь наполнилась дивным благоуханием. Присутствовавший в храме греческий митрополит Георгий, который до этого долго противился прославлению братьев, был несказанно поражен совершившимся чудом. Тогда же, прикоснувшись к находившимся здесь же мощам Глеба, получил исцеление князь Святослав, сын почившего к тому времени Ярослава Мудрого. Впоследствии, уже при Владимире Мономахе, в честь братьев-страстотерпцев в Киеве была выстроена особая церковь. Там их мощи и покоились до 1240 года, когда они бесследно исчезли во время татарского нашествия.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Подвиг Бориса и Глеба - подвиг в высшей степени парадоксальный. Не бороться за свою жизнь, не отстаивать свои права, безропотно склонять голову под меч наемного убийцы… Но оправдана ли, скажут, эта «чрезмерная» кротость?

Да, оправдана, ибо попытка (ценой собственной жизни!) остановить «волну насилия и злобы» оборачивается непосредственно-действенным повторением крестного подвига Спасителя; Христос, несмотря на злобные насмешки мучителей, не пожелал сойти с креста, и Борис с Глебом, принося себя в жертву братоубийственному миру, безмолвно, «без позы и фразы», стали исполнителями евангельского закона.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Молитвы святым благоверным князьям и страстотерпцам Борису и Глебу.

Молитва первая:

О двоице священная, братие прекрасная, доблии страстотерпцы Борисе и Глебе, от юности Христу верою, чистотою и любовию послужившии, и кровми своими, яко багряницею украсившиися и ныне со Христом царствующии, не забудите и нас сущих на земли, но яко теплии заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом, сохраните юных во святей вере и чистоте неврежденными от всякаго прилога неверия и нечистоты, оградите всех нас от всякия скорби, озлоблений и напрасныя смерти, укротите всякую вражду и злобу, действом воздвизаемую от ближних и чуждых. Молим вас, христолюбивии страстотерпцы, испросите у Великодаровитаго Владыки всем нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие, избавление от нашествия иноплеменных, междоусобныя брани, язвы и глада. Снабдевайте своим заступлением всех чтущих святую память вашу во веки веков. Аминь.

Молитва вторая:

О двоице священная, страстотерпцы Борисе и Глебе! Не забудите нас, раб Божиих (имена), но яко заступницы, вашим сильным ходатайством пред Христом Богом нас помилуйте; от нечистоты сохраните, от скорби, озлоблений и внезапный смерти избавите. Испросите у Великодаровитаго Владыки нам оставление прегрешений наших, единомыслие и здравие. Снабдевайте заступлением вашим приход сей, дом (святый храм) сей и вся чтущия святую память вашу во веки веков.

Тропарь мученикам благоверным князьям Борису и Глебу, в Крещении Роману и Давиду

Тропарь, глас 4 (Перенесение мощей)

Днесь церковная расширяются недра, приемлющи богатство Божия благодати, веселятся русстии собори, видяще преславная чудеса, яже творите приходящим к вам верою, святии чудотворцы Борисе и Глебе, молите Христа Бога, да спасет души наша.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Традиции и обряды:

После причисления Бориса и Глеба к лику святых, они почитались русскими людьми как целители и чудотворцы. Затем к ним больше обращались, причем в основном из рода князей, как к заступникам и молитвенникам. Братьев называли защитниками славянского народа. Даже в «Сказании» в похвале святым, Борис и Глеб зовутся как «Заступники Земли Русской» и «Небесные Покровители князей русских».

В летописях можно найти множество историй об исцелениях, которые происходили рядом с гробом святых братьев. О победах, которые, как верили люди, были совершены благодаря молитвам Борису и Глебу. Так же было совершено много паломнических ходов к месту захоронения мощей благоверных князей.

Главной традицией на праздник Бориса и Глеба был сбор ягод. Начиная с этого дня, крестьяне заготавливали ягоды черемухи. Она применялась в разных сферах. Шла, как и на еду, так и на изготовление целебных снадобий, настоев и мазей.

В наши дни черемуха используется не так активно, но на праздник народ собирает другие ягоды. Калина, малина, голубика и черника, смородина, все для варенья, компотов, пирогов и сушки на зиму.

Также в период праздника люди собирают и сушат березовые ветки, для изготовления банных веников. В дождливую погоду собирают грибы.

Давней традицией является отказ от работы. Не желательно выходить в поле или на огород, пересаживать растения или производить прополку культур, стирать. Всю работу, которую можно отложить, переносили на следующий день. Считалось, что, трудясь в этот церковный праздник, можно разгневать духов земли и неба.

6 августа День благоверных князей Бориса и Глеба, во святом Крещении Романа и Давида.

Что нельзя делать в этот день, народные приметы:

Нельзя ругаться с родственниками, распускать руки, повышать голос, замысливать против родных людей что-то недоброе, мстить. За такое поведение в отношении своих близких человек может пострадать сам, станет изгоем в обществе.

Не рекомендуется отправляться в поля и луга для работы. Считается, что за это человек будет наказан, его урожай спалит гроза.

Нельзя начинать новых дел, давать старт проектам — неожиданное препятствие всё испортит.

Нельзя делать банные веники — вместо лечения они будут болезни приносить.

Во время грозы нельзя смотреть на молнию — к проблемам с глазами.

Если разыгралась гроза, нельзя оставлять открытыми окна — нечисть может внутрь дома прошмыгнуть, начнёт пакостить и бедокурить. Лучше окна не только закрыть, но и зашторить.

Женщинам нельзя ходить с распущенными волосами — в них может спрятаться нечисть, которая начнёт вредить волосам, из-за чего они станут плохо выглядеть и выпадать. Если у женщины короткая стрижка, и заплести волосы не представляется возможным, нужно надеть платок на голову или другой головной убор.

Нельзя рубить лес для строительства дома — брёвна из срубленного в этот день дерева будут привлекать в дом ссоры и скандалы.

Нельзя верить и доверять чужим советам — к неудаче, можно неправильной дрогой пойти.

Что можно делать, старинные поверья, обычаи:

Православная церковь чтит память мучеников благоверных князей Бориса и Глеба (во Святом Крещении Романа и Давида). Борис и Глеб — русские князья XI века. Являлись сыновьями великого князя Владимира Святославича. По официальной версии, погибли от рук своего брата Святополка. Святые были канонизированы в лике мучеников-страстотерпцев, стали первыми русскими святыми. Считаются покровителями Русской земли, а также небесными помощниками князей русских. Помимо этого, почитаются как чудотворцы-целители.

В народной традиции христианский день памяти слился со старинными представлениями. Например, этот же день называли Паликопна. Такое название следует из поверья, что начиналась пора многочисленных гроз. Нельзя гневить небо, чтобы молния не спалила сено. Главный запрет — нельзя отправляться в поля и луга для проведения работ.

В этот день собирали ягоды черёмухи и смородины. Приступали к заготовкам на зиму или приготовлению блюд с использованием ягод.

Сон в ночь на 6 августа может быть пророческим, особенно если запомнились определённые слова, похожие на предречения. Единственное условие — всё, что было услышано во сне, нужно сохранить в тайне.

Рождённые в этот день являются оптимистами, очень любят эксперименты, постоянно пробуют что-то новое, и не унывают в случае неудачи. Методом проб и ошибок, не отчаиваясь после провалов, они в итоге находят самый успешный путь и достигают настоящего счастья в жизни. Нередко таких людей, словно магнит, притягивает всё неведомое, тайное, непостижимое.

Приметы:

Когда на Русь пришло Христианство, народ крепко верил во множество языческих богов. Боги Земли и Неба, Воды и Огня, Леса и Земли. Новая религия так и не смогла полностью выместить из русских душ веру в силы Земли, и все приметы до сих пор имеют отголоски язычества.

  • На праздник Бориса и Глеба дозревает хлеб. Как говорили в старину «Прошел Борис и Глеб, поспел хлеб». Но сам сбор урожая откладывали на другой день, так как боги земли и неба могут разгневаться. Такое поверье возникло не зря, ведь начало августа всегда приходило с сильными ливнями и грозами.
  • На 6 августа выдалась полная луна – жди погоду до конца августа такую же, которая выпала в день праздника.
  • Утром дождь, значит весь последующий день должен пройти без осадков.
  • Если утром мухи активные, то ожидается солнце и жаркая погода. Ну а если крылатые насекомые словно сонные, жди дождь.
  • Цыплята весь день не отходят от наседки – вскоре начнутся затяжные дожди.
  • Птица кружит низко к земле – жди дождь.
  • Похолодало и за окном воздух ниже 15 градусов – самое время собираться на сбор и заготовку черемухи. Ягода, собранная на этот праздник, будет содержать много витаминов и долго пролежит.
  • Если начать сбор хлеба 6 августа, то оставшейся соломой после урожая не стоит крыть крышу дома. Или ветер не даст ей лежать, или сожжет внезапной вспышкой молнии.
  • Жарко горят дрова в печке или в костре – возможен сильный ветер.
  • 6 числа последнего летнего месяца жарко и светит солнце – жди зиму с трескучими морозами и отсутствием снега, если же на праздник идет дождь – зима принесет много осадков и будет относительно теплой.

Ежегодно Борис и Глеб празднуется русской Христианской церковью как день святых мучеников. Но для народа 6 августа это время Природы и Земли. Часы, когда прислушиваются к силам стихий, когда можно отдохнуть со своей семьей, собрать ягоды, грибы и травы, сделать заготовки на зиму.

Заговор от женских хворей:

Умываясь по вечерам, говорите:

,,Вода-матушка, мне тобой мыться,
От хворей женских лечиться.
Очисти от хворей меня, вода,
На ныне, присно и навсегда.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа."

Заговору на похудение:

Если вас смущает ваша полнота, попарьтесь в бане и вытрите пот полотенцем, прочитайте заговор на пот, а затем это полотенце сожгите в бане.

Заговор такой:

,,Шел по морозу монах – простыл.
Горилки попил. Вспотел и громко псалом запел.
Шел долго пьяный монах, потел
И пока до Бруссы дошел, похудел.

Так бы и я потела и худела.
И как пот мой в трубу дымом уйдет,
Так и жир мой с тела сойдет.
Ключ моим словам, замок моим делам.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Ныне, присно, во веки веков.
Аминь."

Картина дня

наверх