Эта икона называется «Лабиринт Духовный», включает 12 кругов: два входа ведут в Царствие Небесное, а двенадцать – в ад.
Икона служит неким детектором греховности: отправившись зрительно из центра в путь, вы упретесь именно в свой главный грех. Результат поразителен. Это, конечно, не касается праведников…
Икона “Лабиринт духовный” 18 века. Находилась в Новоиерусалимском монастыре, теперь в историко-архитектурном и художественном музее “Новый Иерусалим”. Холст, масло. 57 х 80 см.
Икона “Лабиринт духовный” отражает представления о земном пути души христианина с помощью древнего образа лабиринта, перешедшего из античности в Средневековую Европу, а затем – на Русь. Изображения лабиринта помещаются на стенах и мозаичных полах в готических соборах Шатра, Реймса, Амьена.
Русским читателям была известна книга чешского философа и педагога Яна Амоса Коменского, умершего в 1660 году, “Лабиринт мира и рай сердца” с русским стихотворным предисловием 1630 годов. Однако иконописные изображения с этим сюжетом распространяются только с 18 столетия и основаны они на текстах Священного Писания и творениях Отцов Церкви.
В центре иконы изображен лабиринт, из которого два выхода введут вверх, в жизнь вечную, и одиннадцать – вниз, в геенну огненную. Внутри лабиринта – круг, где представлены начало и конец пребывая человека на земле. Младенец еще лежит в колыбели (слева), а его уже готова скосить смерть, изображенная в виде скелета (в центре). На смертном одре (справа) душу человека принимает Ангел, но тут же стоит и бес со списком грехов усопшего. Жизненный путь человека изображен как уступчатая лестница, по которой поднимаются и спускаются мужчина и женщина. На первой ступени они еще дети, на последней – глубокие старцы. Надписи указывают их возраст – от 1 года до 90 лет.
Рифмованные тексты в верхней части лабиринта наставляют следовать за Христом, Который всех к Себе призывает и “райские врата усердно отверзает”. Здесь же – слова Псалма “Пути Твоя, Господи, скажи ми, и стезям Твоим научи мя” (Пс.24:4). Надпись в нижней части лабиринта “Яко зол душа моя наполнится и живот мой аду прилжася” (Псалом 87:4).
Под лабиринтом изображена преисподня. В правом углу – огненная пасть сатаны, куда низвергаются души грешников в виде обнаженных фигурок. Здесь же помещены наименования грехов: “БЛУД”, “УНЫНИЕ”, “СРЕБРОЛЮБИЕ”, “ПЬЯНСТВО”, “ТЩЕСЛАВИЕ”, “ГОРДОСТЬ”, “УБИЙСТВО”, “ГНЕВ”, “НЕМИЛОСЕРДИЕ”, “ЗАВИСТЬ”, “ОКЛЕВЕТАНИЕ”, “ОБЪЕДЕНИЕ” (справа налево).
Преисподня населена демонами – воинами тьмы, которые ведут с людьми духовную брань. Они поражают род человеческий с помощью страстей, изображенных в виде земного оружия – лука, ружья, пушки. Но между бесами мы видим и Ангелов, извлекающих раскаявшиеся души из греховной бездны.
Над лабиринтом изображено Царство Небесное с Градом Иерусалимом Новым, к стенам которого приближаются души праведников в виде двух отроков, сопровождаемых Ангелами. Образ Града Горнего соответствует Апокалипсису (Откр.21). В небе над Новым Иерусалимом – Дух Святой в виде голубя, Пресвятая Богородица и святой Иоанн Предтеча, обращенные к Господу Вседержителю с молитвенным ходатайством о спасении человечества.
Глубокое духовно-назидательное содержание, выраженное в наглядных образах, способствовало появлению разных изводов “Лабиринта” не только в иконописи, но и в русской народной картинке – лубке.
Иногда экскурсоводы предлагают взглядом пройти лабиринт и узнать свой главный грех, а возможно и наверх попасть, то есть выйти к Новому Иерусалиму.
Если плохо читается, разъяснение справа налево: Блуд, Уныние, Сребролюбие, Пианство, Тщеславие, Гордость, Убийство, Гнев, Немилосердие, Зависть, Оклеветание, Объядение.
источник astro-germes.com
Свежие комментарии