Дата в 2022 году | 19 июня 2022 года, Воскресенье |
Церковное название: | Неделя всех святых |
Значение: | Приветствие летней поры, прощание с весной |
Другие названия: | Всесвятское, Ярилово заговение, Крапивное заговение, Русальное заговение, Русалкино заговение, Русальское заговение, Яичное, Яишное заговение |
Традиции: | Народные гулянья, прощальный обряд с весной |
Петровское заговенье – народно-церковное празднество, проходящее ежегодно в воскресенье, следующее за Святой Троицей, а Православная церковь празднует его как Неделю всех Святых.
Празднество отмечают перед началом Петрова поста, за что оно и стало так называться.История праздника:
Всесвятское заговенье – день окончательного ухода весенней и прихода летней поры. Символически он представляется в виде особой грани в жизнях людей и природного наследия. Этот праздник появился за много веков до прихода Христианства на Русь и изначально был языческим. Позже, он стал тесно связан с Неделей всех святых, празднуемой православными.
Прощание с весной уходит корнями в глубокую древность, ведь еще древние славяне чествовали первый летний день, считающийся переходом из весны в лето, и назывался он Русальным или Ярилиным заговеньем. Такие наименования празднество заполучило из-за необычных ритуалов: символические похороны весны и воскрешение русалки, Костромы и Ярилы – Божества, отождествляющегося с Солнцем. Благодаря обыкновению печь праздничные пироги с яйцами, в части селений это торжество было известно как Яишное заговенье. Всю следующую неделю проводились массовые гулянья и ритуалы на берегу реки или озера, и называлась она Водяной.
Традиции и обряды:
Перед началом летнего поста хозяйки традиционно выпекали яичные пироги. С течением времени языческое празднество, посвященное воспеванию природы и солнечного света, было забыто, а традиции перемешались с христианскими. Верующие начинали поститься в понедельник, поэтому Петровское заговенье и отмечается именно в воскресенье.
В этот день по всей Руси организовывались торжественные гулянья. Главные обряды представляли собой олицетворение естественного хода природных явлений, таких как жизнь и смерть.
Молодые люди проводили сборы на берегу реки. Юноши занимались сбором дров и разведением огня, а девушки соревновались в искусстве готовки. Ближе к закату народ собирал полевые цветы и лечебные травы, гуляли по селению и собирались в полях для проведения ритуала проводов весны. После того, как солнце скрывалось за горизонтом, люди низко кланялись земле и говорили: «Весна, прощай, приходи снова!».
После заката взрослые люди уходили по домам, а молодежь веселилась до утра. Устраивались гуляния на берегах речек и озер, разводились кострища, призванные отпугивать русалок. Так же, было принято ходить в друг к другу за угощением.
У жителей Тюменской области в Петровское благоговенье было принято отваривать яйца на кострах во время сборов на побережьях рек, и затем красить их в коричневые цвета, используя луковые очистки.
Приметы:
- хмурое, серое небо в такой праздник, сулит богатый урожай осенью;
- к ужину нужно было обязательно позвать родню старшего поколения. Считалось, что тот, кто этого не сделает, того в старости не будут уважать дети и внуки;
- люди верили, что в этот праздник сбываются все гадания на будущего мужа;
- чтобы лето было теплым, а урожай щедрым, у славян было принято мастерить соломенное чучело, как на Масленицу . Оно являло собой символ Бога Ярилы, Чехони,Горюна или Русалки. С притворной скорбью и слезами, люди относили его в поля, чтобы там разорвать на маленькие кусочки или утопить в бурной реке. Этот обычай означал похороны, проводы весенней поры;
- утренняя роса предвещала солнечный день, а ее отсутствие – дожди;
- если облака желтого цвета – будут осадки;
- дождь в этот праздник означал, что сено по осени будет жесткое, но урожай хороший;
- начиная с этого дня, певчие птицы замолкают. Если кукушка замолчала раньше – зима наступит рано, а если позже – осенняя пора затянется;
- если листья на нижних ветвях берез пожелтели и опадают – скоро начнется листопад;
- сны в канун праздника считались вещими и исполнялись, по поверью, на исходе седьмого дня.
Свежие комментарии