Как вернуть БАДы?
Согласно п.1 Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену, средства гигиены, лекарственные препараты и некоторые другие товары для профилактики и лечения заболеваний в домашних условиях возврату и обмену не подлежат.
Однако апелляционным определением Свердловского областного суда от 09.08.2016 по делу N 33-13751/2016 было признано право потребителя вернуть продавцу восемь упаковок биологически активных добавок и получить назад деньги, уплаченные по договору купли-продажи, компенсацию морального вреда, расходы на отправку телеграммы и штраф за отказ удовлетворить требования потребителя добровольно.
Такое решение суд вынес на том основании, что истцу не была представлена необходимая и достоверная информация о товаре, обеспечивающая возможность правильного выбора (ст.ст. 10, 12 ЗОЗПП).
Продавец сообщил покупателю, что данные препараты являются дорогостоящими, отсутствуют в открытой продаже, выпускаются в ограниченном количестве, но при этом только они позволят вылечить имеющееся у истца заболевание без оперативного вмешательства.
Уже после совершения покупки гражданин узнал, что предоставленная продавцом информация не соответствует действительности (препараты не являются лекарственными, свободно продаются в аптеках и стоят гораздо дешевле), и предъявил ему претензию с требованием о расторжении договора купли-продажи, которая осталась без удовлетворения.
Когда был предъявлен иск в суд, продавец доказывал, что покупатель не вправе требовать деньги, так как товар надлежащего качества и информация о нем предоставлена в полном объеме. Суд первой инстанции поддержал продавца, но апелляционная инстанция с ним не согласилась, встав на сторону потребителя.
Как вернуть парфюмерию и косметику?
Запрет на обмен и возврат парфюмерно-косметических средств установлен п.3 Перечня, однако истице из Казани удалось его обойти благодаря хорошему знанию Закона РФ «О защите прав потребителей».
История началась с того, что на презентации косметической продукции женщине, страдающей онкологическим заболеванием, дали бумаги, которые она не глядя подписала. Только на следующий день она выяснила, что это были договор купли-продажи косметической продукции на сумму почти 170 тыс. рублей и кредитный договор на аналогичную сумму, в счет которого была оплачена продукция. Женщина обратилась к продавцу с письменным требованием расторгнуть договор, но в устной форме получила отказ. Пришлось обращаться в суд.
В иске женщина заявила требование о расторжении подписанных договоров на том основании, что между продавцом и покупателем не было достигнуто соглашение относительно цены товара и что информация о составе косметических средств указана только на английском языке и мелким шрифтом, отсутствуют сведения о противопоказаниях, чем нарушены положения ст.ст. 8, 10 ЗОЗПП. Суд первой инстанции истица проиграла, но выиграла апелляцию.
Апелляционным определением Верховного суда Республики Татарстан от 21.05.2015 по делу N 33-7304/2015 покупателю присуждено 10 000 рублей компенсации морального вреда и 5 000 рублей за отказ продавца добровольно удовлетворить требования покупателя. Договор на приобретение косметических средств был расторгнут. При этом судебная коллегия отметила, что информация о составе косметических средств объективно являлась необходимой ввиду имевшегося у истицы онкологического заболевания.
Как вернуть постельное белье?
Швейные и трикотажные изделия, в том числе постельное белье, нельзя обменять или вернуть на основании п.5 Перечня. Однако это удалось сделать покупателю из Санкт-Петербурга, которого не устроили размеры приобретенного спального комплекта (одеяло, наматрасник, подушки). Он также обнаружил, что материал не является на 100% шерстью, как это обещал продавец.
Покупатель предъявил продавцу претензию, а затем иск, где указал, что ему была предоставлена недостоверная информация о товаре. Кроме того, истец оспорил принадлежность купленных товаров к постельному белью, настаивая, что в соответствии с ГОСТ 17037-85, это «постельные принадлежности». Суд первой инстанции истец проиграл, но выиграл апелляцию (Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 19.07.2016 N 33-14441/2016 по делу N 2-2233/2016).
Вывод суда первой инстанции о том, что перечисленные принадлежности являются постельным бельем был признан ошибочным, а толкование положений ГОСТ 17037-85 — расширительным, причем были подменены определения «постельное белье» и «постельные принадлежности». Доводы суда первой инстанции были отклонены в апелляции как несостоятельные.
Суд не только взыскал цену товара в размере 64 900 руб., но и неустойку - 64 900 руб., компенсацию морального вреда - 3 000 руб., штраф - 66 400 руб., расходы на оплату услуг представителя в размере 2 000 руб. Суд обязал ответчика обеспечить принятие указанного товара своими силами и за свой счет.
Как вернуть велосипед?
Пункт 10 Перечня запрещает обменивать и возвращать автомобили, а также мотовелотовары. Однако гражданину удалось вернуть купленный детский велосипед на том основании, что он является не велосипедом, а игрушкой (см. Решение мирового судьи судебного участка №7 Октябрьского района от 29 декабря 2015 г. по делу № 2-7/2016). При этом изначально в претензии покупатель указывал на ненадлежащее качество велосипеда, но это не подтвердилось актом комиссионного осмотра (от экспертизы покупатель отказался).
Не успокоившись, покупатель подал иск в суд, где указал, что товар действительно надлежащего качества, но он не подходит ребенку по габаритам. В обоснование своих доводов истец привел п. 74 Систематического товарного словаря, согласно которому к группе товаров «велосипеды и мотоциклы» относятся велосипеды мужские, женские и подростковые (кроме детских). Последние отнесены согласно данному словарю к группе товаров «игрушки» (п.78), а значит не входят в Перечень и подлежат обмену или возврату.
Как вернуть автозапчасть, установленную на автомобиль?
Согласно ст. 25 ЗОЗПП непродовольственный товар надлежащего качества может быть обменен или возвращен в течение 14 дней, если он не был в употреблении, а также сохранена упаковка (этикетка товара). Это требование редко удается соблюсти при покупке автозапчастей, которые требуют установки на автомобиль и проверки их соответствия, что формально уже является их эксплуатацией.
Споров в таких ситуациях возникает много, известны случаи, когда суд становился на сторону покупателей, пожелавших вернуть не подошедшую запчасть (см., напр., Апелляционное определение Астраханского областного суда от 26.08.2015 по делу N 33-3037/2015).
В приведенном примере истец приобрел в магазине запчастей гидрораспределительный блок АКПП на автомобиль, а после его установки выяснил, что деталь не подходит по комплектации к его автомобилю. Покупатель обратился в магазин с требованием обменять товар на аналогичный, которого не оказалось, после чего потребовал вернуть деньги. Продавец отказался на том основании, что товар уже был в эксплуатации (вскрыта упаковка, видны следы установки).
Доказать свою правоту покупателю удалось только в апелляционной инстанции. Решением суда требования были удовлетворены, суд расторгнул договор купли-продажи, взыскал с ответчика в пользу истца денежную сумму, неустойку, штраф. Принимая такое решение, суд исходил из того, что истцом товар был заказан по каталогу, без непосредственного ознакомления потребителя с товаром, а значит истец имел право отказаться от товара и потребовать возврата уплаченной за указанный товар денежной суммы.
Свежие комментарии