На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Сравнение западных и восточных воззрений....

Попробуем сравнить восточные и западные ре­лигии по многим пунктам веры.

К восточным религиям мы относим ин­дуизм, джайнизм, буддизм и сикхизм.

К западным — иудаизм, зороастризм, христианство и ислам. С первого же взгляда можно заметить, что самое глав­ное различие между восточными и западными религиями — в том, что вос­точные монистичны и интроспективны, а западные дуалистичны и экстравертивны.

Восточный ум имеет тенденцию видеть Бога повсюду и во всем, а следовательно, рассматривать все вещи как священные.

Для западного же ума это ересь — верить, что Бог пронизывает все вещи. Такой ум делает твердое различие между сакральным и профаническим.

Восточное мировоз­зрение основывается на понятиях кармыу реинкарнации и освобождения, за­падное же постулирует единственную жизнь души, за которой следует награ­да или наказание.

Имейте в виду, что данное сравнение не является всеобъемлющим, посколь­ку в нем не учитываются религии Восточной Азии — даосизм, конфуцианст­во и синтоизм.

Если вы хотите выяснить, к каким типам религиозной веры склонны вы сами, возьмите карандаш и отметьте то воззрение — восточное или западное, — которое ближе к вашему собственному мнению по каждому пункту.

Здесь следует отметить, что восточные религии, учитываемые в нашем ана­лизе, родились в Индии, причем джайнизм, буддизм и сикхизм произошли от индуизма.

Среди западных религий иудаизм, христианство и ислам имеют общий корень в лице Авраама, и поэтому иногда эти три мировые религии называют авраамическими. Конечно, внутри и западных, и восточных рели­гий не всегда есть согласие даже по важнейшим вопросам (например, буд­дизм не признает Личностного Бога). Тем не менее нам кажется, что нижес­ледующие широкие обобщения могут быть полезны для понимания как За­пада, так и Востока.

РАЗЛИЧИЯ.

О творении.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вселенная существует в бесконечных циклах творения, сохранения и разрушения. Не бывает абсолютного конца мира, нет двойственности Бога и мира — они едины.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Мир был создан Богом и когда-то в будущем будет Им навсегда разрушен. Бог отличен от мира и управляет им свыше. Под­черкивается двойственная природа мира.

Об истинном Боге.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный и абсолютный Бог. Все религии говорят о Нем. Всем душам суждено получить милость Бога, который проводит их через различный опыт на многих путях в соответст­вии с ихпониманием, темпераментом и зрелостью. Бог есть чистая Любовь и Сознание.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Есть лишь один истинный Бог и одна истинная религия. Принимающие ее будут наслаждаться милостью Бога; все осталь­ные, если только они не раскаются и не придут к моему Богу, будут вечно страдать в аду. Бог — не только любящий, но и гневный.

О доказательствах существования Бога.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство существования и любви Бога можно найти в прямом союзе или единении с Ним. Косвенными доказа­тельствами являются просветленные гуру,богореализованные люди, кото­рые были во все эпохи, а также откровенные писания, которые они прино­сили нам в каждую эпоху.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Доказательство Божьей любви и обещание чело­веку — в личности Его пророка и в Его неизменном и уникальном откро­венном писании.

О личном переживании Бога.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Личное, внутреннее, мистическое переживание Бога — это основное содержание религии. Человек может и в конечном счете должен познать Бога в земной жизни. Восток ориентирован индиви­дуально и интроспективен.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Со стороны человека очень самонадеянно искать личного познания Бога. Суть религии — не в опыте, но в вере и доброде­тельной жизни. Запад социально ориентирован и экстравертирован.

О пути к Богу и о Божественном Суде.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Человек свободен выбирать для себя форму пок­лонения Богу, ибо все пути в конечном счете ведут к Нему. Грех присущ только уму, а не душе, ибо она чиста. Не будет никогда никакого Судного Дня, ибо Бог не судит и не наказывает. Он любовно ведет все души назад, к Нему.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Только один путь ведет к Богу, остальные ложны и тщетны. Все должны обратиться в одну истинную религию. Если этого не сделать, то душа, отягощенная грехом, будет проклята в Судный День.

О бедственном положении человека.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека свидетельству­ет лишь о незрелости его души. Он постоянно находится на пути прогрес­са, который ведет его от невежества к знанию, от смерти — к бессмертию.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бедственное положение человека — результат не­послушания воле Божьей, неверия и неприятия Его закона.

Об аде.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Бог есть Любовь, Он неразделимо един с душой и ведет ее посредством карм к осуществлению дхармы и в конце концов к мокше, освобождению. Ад — это низшая астральная сфера, а не физичес­кое место; для души он не вечен. Ад существует как период интенсивного кармического страдания, как состояние ума — при жизни или между жиз­нями.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В Судный День физическое тело каждой души, которая когда-либо жила, будет воскрешено, и Бог отправит чистые души в рай, а грешников — в ад, где тело будет гореть, не сгорая, а душа будет претерпевать муку осознания того, что она уже никогда не будет с Богом.

О зле.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Нет никакого существенного, онтологического зла. Все есть добро. Все есть Бог. Никакая сила в мире или в человеке не противостоит Богу, хотя экранирующий инстинктивно-интеллектуаль­ный ум не дает нам познать его.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: В мире есть подлинное зло, живая сила, которая противостоит воле Бога. Это зло воплощено в Сатане и его демонах и частично — в человеке, как одна из его склонностей.

О добродетели и спасении.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Добродетельное поведение и праведная вера — это краеугольные камни религиозной жизни, первый шаг к высшему мис­тическому союзу с Богом. Освобождение требует знания и личных дости­жений, а не одной лишь веры.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Если вы подчиняетесь требованиям Бога о нра­вственной и этической жизни и верите в Него и Его пророка — например, в Моисея, Иисуса, Мухаммеда или Зороастра — спасение обеспечено.

О происхождении религии.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление космическое, вечное, транс­цендентное по отношению к циклической человеческой истории. Особен­но важно в религии обнаружение присутствия Бога здесь и сейчас.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия — явление историческое, она начинается с некоторого пророка или события. Особенно важно в религии прошлое, а также награда или наказание в будущем. История имеет линейный харак­тер и никогда не повторяется.

О догматике.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Востока обычно тонки, сложны и даже парадоксальны. Доминирует свобода поклоняться и верить разнообразными способами. Другие пути принимаются как воля Бога в действии. Восток — это универсализм и терпимость.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религиозные догмы Запада обычно просты, ясны и рациональны. Поклонение и вера формализованы и многого требуют от человека. Другие пути терпят, но не почитают. Запад — это эксклюзив­ность и догматизм.

Об освобождении и просветлении.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цели просветления и освобождения должны быть найдены в этой жизни, в контексте времени, внутри самого человека. Религиозно-философские школы могут быть дуалистическими (двайтическими) или недуалистическими (адвайтическими).

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение придет в конце мира, в конце времен и не имеет ничего общего с просветлением. Строгий дуализм (двайта). Ис­ключение представляют мистические секты, составляющие меньшинство.

О пути к святости.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самодисциплину, очищение, концентрацию и созерцание. Особо ценны идеалы аскетизма, индивидуальная садхана, йога и пробуждение сверхсознания.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Путь к святости лежит через самопожертвование, подчинение Богу и заботу о благе других. Особо ценны хороший труд, общественная деятельность и изучение писаний. Йоге или аскетизму при­дается гораздо меньшее значение.

О природе богослужения.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность индивидуальная, высоко ритуализированная и медитативная, сосредоточена вокруг святого храма и домашнего алтаря все дни недели.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Богослужение — деятельность конгрегациональная, с простыми ритуалами и сосредоточенная вокруг церкви, синагоги или мечети, в основном один день в неделю.

СХОДСТВА.

О Боге и божественных существах (дэвах)

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в меньших божеств, дэвов и махадэвов.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Вера во Всевышнего Бога, творца всех душ и всех вещей, и в ангелов и небесные силы.

О спасении и воле Бога.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением во­ле Бога и благодаря нисхождению Его милости через просветленного ду­ховного наставника.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Спасение достигается строгим подчинением воле Бога, обычно выраженной через мессию, пророка или священника.

О благом поведении.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Жизнь добродетельная и нравственная необхо­дима для дальнейшего духовного прогресса, ибо адхармичные (неправед­ные) мысли, деяния и слова не дают нам познать близость Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Религия должна основываться на этичном и нрав­ственном поведении, ибо его противоположность уводит нас от Бога.

О предназначении души.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Цель жизни есть эволюция (через накопление опыта) к нашему духовному предназначению. Назначение мира — не в вещах мира.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Предначертанное человеку лежит вне этого мира, который есть всего лишь возможность заслужить вечную радость или страдание.

О природе реальности.

ВОСТОЧНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше того, что мы пере­живаем посредством пяти органов чувств. Душа бессмертна и вечна и в конечном итоге вливается в Бога.

ЗАПАДНОЕ ВОЗЗРЕНИЕ: Реальность гораздо больше вещей этого мира. Ду­ша бессмертна и вечна и будет жить всегда — в присутствии Бога или отделенная от Него.

 Сравнение иудаизма, христианства и ислама.

У этих трех авраамических религий больше сходства, чем различий, хотя исторически сложилось так, что именно различиям придавалось решающее значение.

Все они верят в одну-единственую жизнь, за которой следует рай или ад. Они соглашаются в том, что Богу противостоит зло в лице Сатаны, который искушает и губит грешников, заставляя их не повиноваться закону Бога.

Все эти религии ориентированы на пророков, причем только в хрис­тианстве пророк становится божественным. Каждая из этих религий считает себя единственно истинной религией и утверждает, что неверующих ждет осуждение.

Все три библейские религии основаны на монотеизме и дуализме и на вере в то, что человек вечно отделен от Бога и его высочайшее предназ­начение — достичь рая.

Все они полагаются не столько на внутренний опыт или мистический контакт и руководство, сколько на священные ритуалы, веру и труд, которые ведут человека к Богу. Каждая из этих религий верит, что Бог имеет особый договор (завет) со своими приверженцами, хотя условия договора различны.

Верующие всех авраамических религий хоронят своих мертвых в земле в предвидении того, что физическое тело будет однажды воскрешено на земле, встав из могилы в Судный День.

Об истинной религии.

ИУДАИЗМ: Есть только одна истинная религия, иудаизм, и одно откровен­ное писание, Танах (ветхозаветная часть Библии). Священным писанием считается также Талмуд, обширный сборник комментариев к Торе (пер­вым пяти книгам Ветхого Завета).

ХРИСТИАНСТВО: Есть только одна истинная религия, христианство, и одно писание — Библия (Ветхий и Новый Заветы).

ИСЛАМ: Единственная истинная вера — это ислам, а высочайшее откровен­ное писание — Коран, но как откровенные почитаются и другие книги, в том числе Библия и ряд индуистских писаний.

Об изначальном грехе.

ИУДАИЗМ: Вера в Адама, его искушение и лишение милости Божьей и в изначальный грех. ХРИСТИАНСТВО: То же. ИСЛАМ: То же, с той разницей, что Аллах (Бог) простил Адама. Поэтому нет изначального греха.

О доказательстве силы Бога.

ИУДАИЗМ: Такое доказательство можно увидеть в историческом «Исходе». ХРИСТИАНСТВО: Доказательство силы Божьей — в воскресении Христа. ИСЛАМ: Доказательство силы Божьей — в самом Коране.

Об обязательствах человека перед Богом.

ИУДАИЗМ: Евреи имеют обязательства перед Яхве, поскольку Он освободил их из Египта. ХРИСТИАНСТВО: Человек обязан Богу, поскольку Он пожертвовал Своим Сыном во искупление человеческих грехов. ИСЛАМ: Нет никакого особого обязательства; человек мотивируется тем, чтобы не попасть в ад.

О средствах спасения.

ИУДАИЗМ: Спасение достигается неукоснительным следованием Закону, данному в Торе. ХРИСТИАНСТВО: Спасение достигается принятием Христа как Господа и Спасителя. ИСЛАМ: Спасение достигается полным подчинением Аллаху.

Сравнение четырех школ индуизма.

Широкий спектр индуистской религиозности вмещает в себя четыре основ­ные школы, или деноминации: шиваизм, шактизм, вишнуизм и смартизм. У этих четырех направлений есть определенно больше общего, чем различий. Все они верят в карму и перерождение (реинкарнацию) и в Верховное Сущес­тво, которое одновременно и является формой, и пронизывает форму, находясь за ее пределами, которое создает, поддерживает и разрушает вселенную, чтобы создавать ее снова в бесконечных циклах.

Они провозглашают цен­ность и важность храмового богослужения. Они согласны в том, что не су­ществует изначального, сущностного зла, что космос создан из Бога и про­питан только Им.

Все школы верят в майю(хотя ее определения несколько отличаются) и в освобождение души от перерождений (мокшу)как цель че­ловеческого существования. Они верят в дхарму и в ахимсу, ненасилие, и в необходимость садгуру, который поведет душу к Самореализации. Члены всех школ носят на лбу священные знаки-символы (тилаки), хотя в разных школах они отличаются.

Наконец, все индуисты предпочитают кремацию после смерти, веря, что их душа обретет другое тело в следующей жизни. В индуизме есть много священных писаний, но все секты считают высочайшим авторитетом Веды и Агамы, хотя их Агамы все же несколько отличаются. Ниже приводится краткое сравнение этих четырех основных деноминаций.

Личностный Бог или Богиня.

ШИВАИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Шива, не имеющий ни мужского, ни женского пола. Также почитаются божества Ганеша и Карттикейя.

ШАКТИЗМ: Личностный Бог (точнее, Богиня) и храмовое божество — Шри Дэви или Шакти, женского пола. Она почитается как Великая Мать — Раджараджешвари, Парвати, Лакшми, Сарасвати, Кали, Амман и т. д.

ВИШНУИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Вишну, мужского пола. Кроме того, почитаются Его инкарнации, например Рама и Кришна, а также Его божественная спутница, Радхарани.

СМАРТИЗМ: Личностный Бог и храмовое божество — Ишвара, мужского или женского пола, почитаемый (-ая) как Вишну, Шива, Шакти, Ганеша и Сурья или любое божество по выбору верующего, например, Кумара или Кришна.

Природа Шакти.

ШИВАИЗМ: Шакти — это неотъемлемая энергия и проявленная воля, энер­гия или разум Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Шакти — это активное, имманентное Бытие, отдельное от без­молвного и отдаленного Шивы.

ВИШНУИЗМ: Шакти не придается особой важности. Однако некоторые па­раллели прослеживаются, когда божественные спутницы понимаются как неотъемлемые энергии Вишну и Его инкарнаций, например Радхарани — у Кришны и Сита — у Рамы.

СМАРТИЗМ: Шакти есть божественная форма Ишвары. Это проявляющая­ся энергия Бога.

Природа Личностного Бога.

ШИВАИЗМ: Бог Шива есть чистая любовь и сострадание. Он имманентен и трансцендентен, радуется нашей чистоте и садхане.

ШАКТИЗМ: Богиня Шакти одновременно сострадательна и ужасающа, ми­лостива и гневна. Ее можно умилостивить жертвоприношением и покор­ностью.

ВИШНУИЗМ: Бог Вишну полон любви и прекрасен, Он — объект предан­ности человека, радуется нашему служению и смирению.

СМАРТИЗМ: Ишвара выглядит как антропоморфное Божество в соответ­ствии с тем выбором, который верующий делает для любовного покло­нения, считающегося иногда вспомогательной, самоочистительной прак­тикой.

Аватары.

ШИВАИЗМ: Божественных земных воплощений нет.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать воплощается в этом мире.

ВИШНУИЗМ: Вишну имеет десять или больше воплощений.

СМАРТИЗМ: Все божества могут принимать земные воплощения.

Душа и Бог.

ШИВАИЗМ: Бог Шива и душа — одно. Душа должна осознать эту адвайтистскую Истину благодаря милости Бога Шивы.

ШАКТИЗМ: Божественная Мать, Шакти, — посредница, дарующая адвайтистскую мокшу тем, кто служит Ей.

ВИШНУИЗМ: Бог и душа вечно раздельны. По милости Бога Вишну душе суждено поклоняться и радоваться Богу.

СМАРТИЗМ: Ишвара и человек в реальности суть Абсолютный Брахман. В майе душа и Ишвара кажутся двумя. Джняна рассеивает эту иллюзию.

Духовная практика.

ШИВАИЗМ: Аскетичная. Бхакти является фундаментом, а основное значе­ние придается садхане, тапасу и йоге.

ШАКТИЗМ: Аскетично-оккультная. Основное значение придается бхакти и практикам тантры,иногда оккультным.

ВИШНУИЗМ: В основном бхактистская и неаскетичная. Основное значение придается высочайшей бхакти или преданию себя Богу (прапатти).

СМАРТИЗМ: Подготовительными садханами являются бхакти-, карма-, ра­джа-йога. Высочайший путь пролегает через знание и ведет к джняне.

Основные писания.

ШИВАИЗМ: Веды, Шайва-агамы и Шайва-пураны

ШАКТИЗМ: Веды, Шакта-агамы (Тантры) и Шакта-пураны

ВИШНУИЗМ: Веды, Вайшнава-агамы, Вайшнава-пураны (особенно «Шримад-Бхагаватам») и Итихасы («Рамаяна» и «Махабхарата», особенно «Бхагавад-гита»).

СМАРТИЗМ: Веды, Агамы и классические смрити — Пураны, Итихасы, осо­бенно «Бхагавад-гита» и др.

Регионы влияния.

ШИВАИЗМ: Географически широко распространен, особенно силен в юж­ной и северной Индии, Непале и Шри-Ланке.

ШАКТИЗМ: Географически широко распространен, наиболее заметен в се­верной Индии и особенно в Бенгалии и Ассаме.

ВИШНУИЗМ: Географически широко распространен и силен по всей Индии, на юге и на севере.

СМАРТИЗМ: Географически широко распространен, особенно выделяется в северной и южной Индии.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Мы завершаем наше краткое сравнение четырех основных деноминаций ин­дуизма и других религий, вер и философий. Есть много малых народов и племен, которые следуют своими духовными путями и дают этим путям свои названия. Многие пути нам еще только предстоит открыть в будущем. Эта глава может дать тем, кто внимательно прочел ее, простой обзор тех челове­ческих верований, которые, во всем своем разнообразии, являются корнями наших мировоззрений и способов поведения, создающих нашу культуру. Эта глава может быть и чем-то большим. Она может стать началом открытия вашего собственного места в этой великой схеме. Вы вольны выбрать любую из этих форм поклонения, практики и достижения. Но на любом пути к совершенству нельзя обойтись без наставника, без того, кто прошел этим путем раньше. Жить без наставника — это все равно что пересекать океан без карты и компаса.

Сравните ваши сегодняшние верования с верованиями, которые содержатся в нашем обзоре, и подумайте о том, какие требования каждый путь предъяв­ляет к своим последователям. Сделав это, смело объявите самому себе, кто вы такой на самом деле. Объявите о вашей духовной принадлежности, о вашем наставнике и о том, к какой религии вы, как выяснилось, склонны. И затем следуйте выбранному вами пути со всем сердцем. Отдайте ему всю вашу пре­данность, энергию и верность, направляясь к цели. Настоящие искатели на пути, чающие по длинного достижения, не скачут с одного пути на другой, от одной школы к другой, от одного учителя к другому, так как известно, что нерешительность подавляет всякий духовный рост.

Садгуру Шивайя Субрамуниясвами “Танец с Шивой” – сравнение религий (отрывок из книги)

источник http://www.rodovyeistoki.ru/

Картина дня

наверх