На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

2 АПРЕЛЯ РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА 4-Й СЕДМИЦЫ ВЕЛИКОГО ПОСТА.

Православные христиане верят, что после смерти жизнь не заканчивается. Согласно учению Иисуса, сына Божьего, душа человеческая бессмертна и, покидая тело, продолжает существовать либо в аду, если отягощена множеством грехов, либо в раю, будучи принадлежащей праведному созданию. Именно поэтому в христианской традиции прочно обосновался обычай регулярного поминовения усопших.

В православном календаре есть даже особые дни, когда молитвы о почивших с миром более всего могут быть услышаны Богом. Называются они родительскими субботами.

Огромную важность представляют собой родительские субботы, выпадающие в дни Великого поста. Данная статья посвящена непосредственно четвертой такой поминальной субботе. Полное наименование праздника звучит следующим образом: «Родительская суббота четвертой седмицы святой Четыредесятницы».

Седмица по старославянски — неделя, поскольку данный отрезок времени состоит из семи дней. Термин «четыредесятница» указывает на первые 40 дней великопостного периода, установленного в память сорокадневного поста Иисуса Христа в пустыне. Длительность Великого поста составляет семь недель. Рассматриваемое нами религиозное событие в 2022 году отмечают 2 апреля.

Безграничным и безуспешным было бы наше горе по умирающим близким, если бы Господь не дал нам вечную жизнь. Жизнь наша была бы бесцельна, если бы она оканчивалась смертью.

Какая польза была бы тогда от добродетели и добрых дел? Тогда были бы правы говорящие: «Будем есть и пить, ибо завтра умрем». Но человек создан для бессмертия, и Христос Своим воскресением открыл врата Царства Небесного, вечного блаженства для тех, кто верил в Него и жил праведно. Наша земная жизнь – это приготовление к будущей жизни, а это приготовление завершается смертью. Человекам положено однажды умереть, а потом суд (Евр. 9, 27). Тогда человек оставляет все свои земные попечения; тело его распадается, чтобы вновь восстать при Общем Воскресении.

Но душа его продолжает жить, не прекращая своего существования ни на одно мгновение. Многими явлениями мертвых нам дано было знать частично, что случается с душой, когда она покидает тело. Когда прекращается видение телесными очами, начинается видение духовное. Часто это духовное видение начинается у умирающих еще до смерти, и все еще видя окружающих и даже беседуя с ними, они видят то, чего не видят другие. Но по выходе из тела душа оказывается среди других духов, добрых и злых. Обычно она тянется к тем, которые ближе к ней по духу, и, если находясь в теле, она была под влиянием некоторых из них, то она останется зависимой от них и по выходе из тела, какими бы отвратительными они ни оказались при встрече…

Некоторые души спустя сорок дней оказываются в состоянии предвкушения вечной радости и блаженства, а другие – в страхе вечных мучений, которые полностью начнутся после Страшного Суда. До этого все же возможны изменения в состоянии душ, особенно благодаря принесению за них Бескровной Жертвы (поминовение на литургии) и других молитв.

Как важно поминовение на литургии, можно видеть из следующих случаев. Еще до прославления святого Феодосия Черниговского (1896), иеромонах (знаменитый старец Алексий из Голосеевского скита Киево-Печерской Лавры, умерший в 1916 г.), переоблачавший мощи, устал, сидя у мощей, задремал и увидел перед собой святого, который сказал ему:

- «Спасибо тебе за труд для меня. Прошу также тебя, когда будешь служить литургию, упомянуть моих родителей»; и он дал их имена (иерей Никита и Мария). До видения эти имена были неизвестны.

Спустя несколько лет после канонизации в монастыре, где св. Феодосий был игуменом, был найден его собственный помянник, который подтвердил эти имена, подтвердил истинность видения.

«Как можешь ты, святителю, просить моих молитв, когда сам ты стоишь перед Небесным Престолом и подаешь людям Божию благодать?» – спросил иеромонах. – «Да, это верно, – ответил св. Феодосий, – но приношение на литургии сильнее моих молитв».

Поэтому панихида и домашняя молитва об усопших полезны, как и добрые дела, творимые в их воспоминание милостыня или пожертвование на Церковь. Но особенно полезно им поминовение на Божественной литургии.

Было много явлений мертвых и других событий, подтверждающих, как полезно поминовение усопших. Многие, умершие в покаянии, но не сумевшие явить его при жизни, были освобождены от мучений и получили упокоение. В Церкви постоянно возносятся молитвы об упокоении усопших, а в коленопреклоненной молитве на вечерне в день Сошествия Святого Духа имеется особое прошение «о иже в аде держимых».

Всякий желающий проявить свою любовь к умершим и подать им реальную помощь, может наилучшим образом сделать это молитвой о них и в особенности поминовением на литургии, когда частицы, изъятые за живых и умерших, погружаются в Кровь Господню со словами: «Омый, Господи, грехи поминавшихся зде Кровию Своею честною, молитвами святых Твоих».

Ничего лучшего или большего мы не можем сделать для усопших, чем молиться о них, поминая на литургии. Это им всегда необходимо, особенно в те сорок дней, когда душа умершего следует по пути к вечным селениям. Тело тогда ничего не чувствует: оно не видит собравшихся близких, не обоняет запаха цветов, не слышит надгробных речей. Но душа чувствует молитвы, приносимые за нее, благодарна тем, кто их возносит, и духовно близка к ним.

О, родные и близкие покойных! Делайте для них то, что нужно и что в ваших силах, используйте свои деньги не на внешнее украшение гроба и могилы, а на то, чтобы помочь нуждающимся, в память своих умерших близких, на Церкви, где за них возносятся молитвы. Будьте милосердны к усопшим, позаботьтесь об их душе. Тот же путь лежит и перед вами, и как нам тогда захочется чтобы нас поминали в молитве! Будем же и сами милостивы к усопшим…

Позаботимся же об ушедших в иной мир до нас, чтобы сделать для них все, что мы можем, помня, что блаженны милостивые, ибо они помилованы будут (Мф. 5, 7).

Святитель Иоанн (Максимович)

ОСОБЕННОСТИ РОДИТЕЛЬСКИХ СУББОТ.

В дни вселенских родительских суббот совершают панихиды, заупокойные богослужения, во время которых верующие читают молитвы о своих умерших родственниках, просят для них у Бога прощения грехов. По уставу во время родительских суббот второй, третей и четвертой во время Великого поста не совершают заупокойные поминовения, то есть: заупокойные ектении, литии, панихиды, поминовения 3-го, 9-го и 40-го дня по смерти, сорокоусты. Эти дни специально отведены для того, чтобы верующие могли отдать дань памяти близким людям.

Вечером в пятницу накануне родительской субботы в храмах служат великую панихиду (парастас). На заупокойную Божественную литургию можно передать записки с именами ваших покойных родственников. В этот день по древней традиции принято приносить в храм постные продукты и кагор для совершения литургии. Вино и постные продукты, принесенные в храм в пятницу, называют принесенными «на канун».

постные продукты и вино на канун

В прежние времена было принято, чтобы верующие прихожане приносили постные блюда для общего стола в храме, где можно было поминать дорогих сердцу умерших родственников. Эта традиция сохранилась, только приобрела меньшие масштабы.

Постные продукты и кагор оставляют на специальном столе в храме. Эту пищу используют для нужд храма и для передачи малоимущим людям, которые находятся под опекой того или иного прихода.

Таким образом вы сможете и служить ближнему, и помянуть по всем правилам усопших родственников.

Часто перед верующими стоит выбор — посетить могилу родственника в родительскую субботу или прийти в храм на службу. Священнослужители больше склоняются к тому, что для душ ваших близких гораздо важнее искренняя молитва, которую можно совершить во время особенного богослужения. А потому рекомендуют отдавать предпочтение посещению храма.

Можно прочесть молитву об усопших: «Упокой, Господи, души усопших раб Твоих: родителей моих, сродников, благодетелей (имена их) и всех православных христиан, и прости им вся согрешения вольная и невольная, и даруй им Царствие Небесное».

КАК ПРОВЕСТИ ДЕНЬ ПОМИНОВЕНИЯ УСОПШИХ:

Каждый верующий православный христианин по возможности в дни поминовения должен посетить храм Божий, чтобы принять участие в общественной молитве за души умерших.

Перед тем, как идти в храм, запишите на листе бумаги имена всех покойных родственников и других близких людей, которых бы хотели упомянуть во время чтения молитвы. Раньше в христианских семьях существовала очень важная традиция — из поколения в поколение записывать имена всех ушедших из жизни родственников. Так формировали семейные помянники, которые использовали во время чтения заупокойных молитв.

Церковная молитва очень сильная, особенно подкрепленная сугубыми прошениями священника. Она направлена на достижение главной цели: добиться прощения упокоившимся с миром лицам совершенных ими при жизни грехов. Покойники не успели покаяться во всех своих проступках, а потому мы должны приложить душевные усилия и испросить у Господа милости к своим родным и любимым, прекратившим свое земное существование, но начавшим таковое вечное. Каждый из нас в силах, посетив церковь в родительскую субботу, подать имена дорогих сердцу и даже просто знакомых умерших людей на уже упомянутую выше панихиду, дабы усилить собственную молитву.

В момент совершения заупокойного богослужения правильно возносить мольбы к Богу не только за близких, покинувших грешную землю, но и вообще за всех умерших православных христиан, в частности тех, кого постигла внезапная гибель и кто по данной причине не успел исповедаться, причаститься святых Христовых Тайн и помолиться самостоятельно как следует Господу.

Если вы не можете сходить в церковь в родительскую субботу святой Четыредесятницы, творите молитву за умерших дома. Главное, делать это от всего сердца, искренне, и Бог обязательно услышит ваш призыв, а, следовательно, рано или поздно простит все грехи, сделанные вашими родными при жизни на земле. Вообще, церковь рекомендует весь родительский день провести в молчании и молитве. Если взять во внимание, что родительская суббота выпадает на время первых сорока дней Великого поста, то и вести себя нужно соответствующим образом. Хорошо почитать специальные молитвы за усопших из молитвослова, заказать сорокоуст об упокоении за уже не живущих на Земле близких людей. Желательно прочесть также хотя бы несколько кафизм или псалмов из Псалтири, упоминая в конце имена людей, за которых возносите свои молитвы.

Ещё один важный момент — посещение могил родных, упокоившихся с миром. Родительская суббота как нельзя лучше подходит для совершения этого действа. Если планируете сходить с утра в храм, поприсутствовать на церковном богослужении, то отложите визит на кладбище на вторую половину дня. Там вы сможете навести порядок на могилке родного человека, положить на надгробие живой букет или повесить венок из мертвых цветов, пообщаться с душой умершего своими словами. Также не запрещается прочесть над могилой покойника все те же молитвы об усопших. А вот плакать, скорбеть о своей невосполнимой потере не надо. Старайтесь держать себя в руках и на кладбище в родительскую субботу, и дома. Душам покойников очень плохо, когда о них проливают горькие слезы, особенно если делать так в дни великопостного периода. В этом случае ваши близкие, покинувшие мир земной, не могут обрести покой.

Разрешается поминать умерших пищей. Только учтите, что продукты питания, употребляемые вами в рамках родительской субботы четвертой седмицы святой Четыредесятницы, должны быть исключительно растительного происхождения. Никакого мяса, молока, яиц — не забывайте о большой строгости Великого поста. Правда, стоит заметить, что ради умерших церковь в такой важный период даже делает некоторые послабления. Так, именно в предпасхальные поминальные дни можно включать в свое меню растительное масло и натуральное виноградное красное вино.

Родительская суббота четвертой седмицы святой Четыредесятницы — не время для разгульных празднеств. Не стоит в этот день слушать популярную музыку, особенно на повышенной громкости; посещать увеселительные заведения, предаваться безделью. Великим грехом является распитие алкогольных напитков, употребление нецензурной лексики, брани. О мертвых ни в этот день, ни в какие другие плохо говорить нельзя.

В дни особого поминовения усопших очень важно и самому задуматься о том, что такое смерть, возможно, переосмыслить собственную жизнь и отношения с близкими людьми, постараться примириться во всех спорных вопросах.

Очень точно и емко о вопросе взаимосвязи жизни и смерти говорит митрополит Антоний Сурожский. На протяжении пятнадцати лет он проработал военным врачом, а после сорок шесть лет был священником. Вот одна из его цитат: «Русские верят в жизнь, уходят в жизнь. И вот это одна из вещей, которые каждый священник и каждый человек должен повторять себе и другим: надо готовиться не к смерти, надо готовиться к вечной жизни».

МОЛИТВА ДЕТЕЙ ОБ УСОПШИХ РОДИТЕЛЯХ:

,,Господи, Иисусе Христе, Боже наш! Ты сирых хранитель, скорбящих прибежище и плачущих утешитель. Прибегаю к тебе аз, сирый, стеня и плача, и молюся Тебе: услыши моление мое и не отврати лица Твоего от воздыханий сердца моего и от слез очей моих. Молюся Тебе, милосердый Господи, утоли скорбь мою о разлучении с родившим и воспитавшим (родившей и воспитавшей) мя родителем моим (материю моею), (имя) (или: с родившими и воспитавшими мя родителями моими, имена их) — душу же его (или: ея, или: их), яко отшедшую (или: отшедшие) к Тебе с истинною верою в Тя и с твердою надеждою на Твое человеколюбие и милость, приими в Царство Твое Небесное. Преклоняюсь пред Твоею святою волею, еюже отъят (или: отъята, или: отъяты) бысть у мене, и прошу Тя, не отыми точию от него (или: от нея, или: от них) милости и благосердия Твоего. Вем, Господи, яко Ты Судия мира сего, грехи и нечестия отцев наказуеши в детях, внуках и правнуках даже до третьяго и четвертого рода: но и милуеши отцев за молитвы и добродетели чад их, внуков и правнуков. С сокрушением и умилением сердца молю Тя, милостивый Судие, не наказуй вечным наказанием усопшаго незабвеннаго (усопшую незабвенную) для мене раба Твоего (рабу Твою), родителя моего (матерь мою) (имя), но отпусти ему (ей) вся согрещения его (ея) вольная и невольная, словом и делом, ведением и неведением сотворенная им (ею) в житии его (ея) зде на земле, и по милосердию и человеколюбию Твоему, молитв ради Пречистыя Богородицы и всех святых, помилуй его (ю) и вечныя муки избави. Ты, милосердый Отче отцев и чад! Даруй мне, во все дни жизни моея, до последняго издыхания моего, не преставати памятовати о усопшем родителе моем (усопшей матери моея) в молитвах своих, и умоляти Тя, праведнаго Судию, да вчиниши его (ю) в месте светле, в месте прохладно и в месте покойне, со всеми святыми, отнюду же отбеже всяка болезнь, печаль и воздыхание. Милостиво Господи! Приими днесь о рабе Твоем (Твоей) (имя) теплую молитву мою сию и воздай ему (ей) воздаянием Твоим за труды и попечения воспитания моего в вере и христианском благочестии, яко научившему (научившей) мя первее всего ведети Тя, своего Господа, в благоговении молиться Тебе, на Тебе Единаго уповати в бедах, скорбех и болезнех и хранити заповеди Твоя; за благопопечение его (ся) о моем духовном преуспеянии, за тепле приносимыя им (ею) о мне моления пред Тобою и за все дары, им (ею) испрошенные мне от Тебе, воздай ему (ей) Своею милостию. Своими небесными благами и радостями в вечном Царствии Твоем. Ты бо еси Бог милостей и щедрот и человеколюбия, Ты покой и радость верных рабов Твоих, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом, и ныне и присно и во веки веков. Аминь."

P.S. Смерть — неизбежность, с которой в свое время столкнётся каждый из нас. И от правильного отношения к этому вопросу зависит положение человека как в земной жизни, так и после смерти. Митрополит Антоний напоминает, очень важно не совершить такого распространенного греха, как равнодушное или с показной заботой, неискреннее отношение к умирающему родственнику.

В дни поминовения усопших мысленно вы будете проигрывать эти моменты снова и снова: когда могли провести ещё несколько минут с близким человеком, а не ссылаться на занятость и ежедневные важные дела, могли подарить ему больше сердечного тепла, но не сделали этого.

Эти дни важны как для покойных, которым живые родственники могут помогать своими искренними молитвами, так и для самих живых, которые, сохраняя память рода, могут духовно растут и заботятся уже не только о земной, но и о вечной жизни.


Картина дня

наверх