На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Как не переплачивать за общедомовые нужды?

Какие нормы закона должны соблюдаться при начислении платежей за общедомовые нужды и как добиться перерасчета.

Какие нужды считаются общедомовыми?

Законодательство обязывает собственников и пользователей жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме нести расходы на содержание не только своего имущества, но и общего (ст. 158 ЖК РФ, Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утв. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354).

Общедомовые расходы определяются исполнителем услуг (УК, ТСЖ и др.) по согласованию с общим собранием жильцов в соответствии с законодательством субъектов РФ и на основании данных технического паспорта об общем имуществе и площади дома.

Основными коммунальными услугами, используемыми для общего имущества дома, являются: холодное водоснабжение (ХВС), горячее водоснабжение (ГВС) и электричество. Такие расходы должны быть соразмерны доле каждого в праве общей собственности на данное имущество.

Как рассчитываются общедомовые расходы?

Порядок расчёта норматива на общедомовые нужды определяется законодательным актами субъектов РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344.

Как правило, объем расходов на ОДН получается из разницы между показаниями коллективного прибора учёта, индивидуальных счётчиков и объёмами потребления, рассчитанными по нормативу. Полученное значение делится на количество потребителей пропорционально размерам общей площади, находящейся в их пользовании.

Порядок расчёта норматива на общедомовые нужды определяется законодательным актами субъектов РФ во исполнение Постановления Правительства РФ от 23.05.2006 № 306 «Об утверждении Правил установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг» и Постановления Правительства РФ от 16.04.2013 № 344.

Как правило, объем расходов на ОДН получается из разницы между показаниями коллективного прибора учёта, индивидуальных счётчиков и установленных нормативов. Полученное значение делится на количество потребителей пропорционально размерам общей площади, находящейся в их пользовании. Для жильцов, не использующих индивидуальные счетчики Постановлением № 344 вводятся повышающие коэффициенты.

Как проверить обоснованность платежей?

Обоснованность начисленных платежей можно проверить путем сопоставления размеров платы, указанной в платежном документе, с размерами тарифов, которые установлены в субъектах РФ. Управляющая организация, товарищество или кооператив обязаны в установленном порядке довести до сведения жильцов информацию о заключенных договорах на обслуживание в масштабах дома и района, а также о проделанном ремонте и других тратах, связанных с целями управления многоквартирным домом (Постановление Правительства РФ от 23.09.2010 N 731 «Об утверждении стандарта раскрытия информации организациями, осуществляющими деятельность в сфере управления многоквартирными домами»).

Что может влиять на увеличение расходов?

Причины непредвиденных расходов на ОДН могут быть связаны с утечками в стояках, незарегистрированными жильцами, заниженными показателями индивидуальных счетчиков. Нередко нарушения установленного порядка расчета допускаются в отношении дополнительных услуг (охрана, домофон и т.п.) и расходов за содержание и ремонт жилья.

Такие расходы регулируются Постановлением Правительства РФ от 03.04.2013 N 290 «О минимальном перечне услуг и работ, необходимых для обеспечения надлежащего содержания общего имущества в многоквартирном доме, и порядке их оказания и выполнения».

В случае непредоставления потребителем информации со своего счетчика исполнитель не вправе делать расчет по нормативам, так как это противоречит п. 84 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Как добиться перерасчета платежей?

Для перерасчета неверно начисленных платежей потребитель вправе подать претензию исполнителю услуг с таким требованием. При отказе в перерасчете, он вправе подать иск в суд. Сложнее добиться перерасчета, если расчет основан на решениях общих собраний собственников – для этого требуется признать их недействительными.

Услуги ЖКХ — что в квартире отремонтируют бесплатно?

Практически все собственники и наниматели жилых помещений сталкиваются с проблемой «коммунального ремонта» в своей квартире. При этом жильцы зачастую не знают, какие услуги управляющие компании обязаны предоставить бесплатно. Пользуясь этим неведением, коммунальные службы могут незаконно взимать дополнительную плату за те работы, стоимость которых была уже включена в ежемесячные счета.

Какой ремонт в квартире службы ЖКХ обязаны делать бесплатно? 

За что отвечают управляющие компании?

Основные заботы по содержанию имущества многоквартирного дома в большинстве случаев берет на себя управляющая компания (УК) – организация, избранная для этих целей собственниками жилья или их товариществом (ТСЖ).

Между жильцами и управляющей компанией, как правило, заключается так называемый договор управления – документ, всесторонне регламентирующий их взаимоотношения. В частности, в договоре должно быть упомянуто, какие работы службы ЖКХ обязаны делать в квартире и в доме, какую ответственность они несут перед жильцами и какую ежемесячную оплату эти услуги предусматривают.

На что управляющие компании тратят деньги собственников?

Оплачивая коммунальные счета, собственник или наниматель вправе рассчитывать на то, что управляющие компании будут проводить своевременный ремонт общего имущества в доме – то есть тех коммуникаций и помещений, которые обслуживают более одной квартиры. Сюда относятся инженерные системы газо- и водоснабжения, канализации, освещения, отопления, а также состояние подъездов, чердаков и придомовой территории.

Многие жильцы ошибочно полагают, что коммунальщики обязаны производить ремонт всего оборудования в доме – в том числе того, которое находится на территории их квартир. Однако статья 36 Жилищного кодекса и Постановление Правительства № 491 от 13.08.2006 (с редакцией от 26.03.2014) точно определяют, какое имущество является зоной ответственности УК, а какое – собственников и нанимателей.

Какое имущество в квартире отремонтируют бесплатно?

Управляющая компания обязана произвести ремонт того оборудования в квартире, которое является общедомовым.

К нему относятся:

*Приборы отопления в квартире;

*Стояки холодного и горячего водоснабжения и ответвления от них вплоть до точки первого соединения с отводящими трубами;

*Газопровод и отводы от него – до запорного крана либо отключающего устройства, расположенного на ответвлениях, ведущих к газовой плите;

*Стояки отопления и ответвления от них до точки первого соединения с отводящими трубами;

*Стояки водоотведения и ответвления от них (заглушки, патрубки, тройники и прочее) до точки первого стыкового соединения с отводящими трубами;

*Приборы учета (счетчики), находящиеся в этих сетях, если они расположены до точки первого соединения с отводами, запорными кранами и отключающими устройствами.

К частной собственности гражданина, ремонт которой он оплачивает самостоятельно, относятся:

*Индивидуальные приборы учета (счетчики воды, газа, электричества);

*Газовые и электрические плиты;

*Сантехническое оборудование (смесители, краны, водонагреватели, ванны, унитазы, раковины и сопутствующая фурнитура);

*Трубы и отводы, расположенные после точек соединения со стояками;

*Домофоны;

*Электрические кабели, розетки, выключатели, осветительные приборы, находящиеся на территории квартиры.

При этом неважно идет ли речь о муниципальном жилье или о приватизированном – и для собственников, и для нанимателей эти перечни имеют одинаковую силу.

Что делать, если УК отказывается выполнять ремонт или требует за это деньги?

Если в квартире произошла авария или поломка оборудования, относящегося к общедомовому, управляющая компания обязана в оговоренные сроки произвести соответствующий ремонт. Кроме того, если ремонт имущества собственников внутри квартиры вызван ненадлежащим содержанием общего имущества или ненадлежащим оказанием коммунальных услуг, собственники вправе требовать ремонт от коммунальщиков или возмещения понесенных расходов в соответствии с п. 149 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354.

Если же УК пытается получить с Вас дополнительную плату за эти услуги либо вводит Вас в заблуждение и отказывается их оказать, то такие действия являются прямым нарушением Закона «О защите прав потребителей» и статьи 310 Гражданского кодекса РФ.

Гражданин в этом случае имеет право подать письменную претензию с указанием своих требований, жалобу в Государственную Жилищную Инспекцию, а в дальнейшем обратиться с иском в суд и получить до 50% от суммы штрафа, присужденного управляющей компании.

Некачественное предоставление услуг ЖКХ — как возместить ущерб?

Некачественное предоставление услуг ЖКХ может послужить причиной коммунальной аварии, в результате которой имуществу собственника жилого помещения будет нанесен ущерб. Наиболее распространенный случай – это залив квартиры из-за вышедшего из строя оборудования, за которое отвечают коммунальные службы. Возместить ущерб, а также получить компенсацию морального вреда поможет Закон РФ «О защите прав потребителей», который регулирует отношения между получателями и исполнителями услуг.

Что делать, если квартира пострадала по вине коммунальных служб?

Если затопление произошло по вине коммунальных служб, то алгоритм действий потерпевшей стороны меняется, так как данные отношения регулирует закон «О защите прав потребителей», а значит есть возможность не только возместить ущерб имуществу, но и компенсировать моральный вред. При этом алгоритм действий до подачи иска в суд в обоих случаях схож.

Собственнику жилого помещения, которое пострадало, необходимо обратиться в аварийно-диспетчерскую службу. Она зафиксирует повреждения в специальном акте, который должен быть составлен и подписан не позднее 12 часов с момента обращения потребителя. Акт составляется в двух экземплярах, один из которых передается потребителю (или его представителю), второй – остается у исполнителя (п. 152 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Также потребитель вправе подать жалобу в Государственную жилищную инспекцию с просьбой привлечь исполнителя к ответственности за нарушение правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений по ст. 7.22 КоАП РФ.

Добровольное возмещение ущерба для коммунальщиков не характерно, вину свою они чаще отрицают и ущерб возмещают только по решению суда, рассчитывая, что потребители на это не пойдут. Однако если исполнитель услуг решит возместить ущерб добровольно, стороны могут оформить соглашение, в котором будет определена сумма ущерба, признанная обеими сторонами и обязательство исполнителя услуг компенсировать ущерб добровольно с указанием сроков и способа. Если добровольно такое соглашение не будет исполняться, лицо вправе обратиться с иском в суд.

Куда подавать судебный иск?

Если коммунальщики отказываются добровольно возмещать ущерб, что наиболее вероятно, то его можно взыскать в судебном порядке. Иск подается мировому судье, если цена иска не превышает 50 000 рублей (размер морального вреда в цену иска не входит), или в районный суд, если превышает. Поскольку на возникшие отношения распространяется Закон РФ «О защите прав потребителей», у истца есть выбор куда подавать иск – по месту жительства или месту пребывания истца либо по месту заключения или месту исполнения договора (ст. 29 ГПК РФ).

В связи с применением законодательства о защите прав потребителей истец при обращении в суд вправе требовать также компенсации морального вреда (ст. 15 Закона РФ «О защите прав потребителей»), штрафа в размере 50% от присужденных сумм за отказ удовлетворить требования потребителя добровольно (ст. 13 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Важно знать, что истец освобожден от уплаты гос. пошлины по искам о защите прав потребителей, если цена иска не превышает 1 000 000 рублей (ст. 333.36 НК РФ).

Вред, причиненный имуществу потребителя вследствие нарушения качества предоставления коммунальных услуг, подлежит возмещению в течение 10 лет со дня предоставления такой услуги. При этом требования, предъявленные по истечении 3 лет со дня возникновения права на возмещение такого вреда, удовлетворяются за прошлое время не более чем за 3 года, предшествовавшие предъявлению иска (п. 151 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354).

Исполнитель освобождается от ответственности за причинение вреда, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил потребления коммунальных услуг.

Таким образом, при рассмотрении дела в суде будут иметь значение следующие обстоятельства:

*наличие нарушения прав потребителя, выразившиеся в ненадлежащем содержании имущества дома;

*наличие недостатков, на которые ссылается истец;

*наличие обязанности ответчика по выполнению работ;

*наличие вины ответчика.

Как подтвердить причиненный ущерб?

Размер ущерба обычно подтверждается заключением эксперта, которое делается пострадавшей стороной до обращения в суд и доказывает размер ущерба. В частности, экспертиза определяет стоимость восстановительного ремонта и размер ущерба, причиненного имуществу, в том числе мебели и технике.

Расходы на такую экспертизу суд взыскивает с ответчика в случае удовлетворения иска. В суде, если ответчик не оспаривает такое заключение, суд определяет размер ущерба на его основании. Если же ответчик оспаривает размер ущерба и (или) причину его возникновения (т.е. утверждает, что ущерб причинен по вине третьих лиц – например, собственника другой квартиры), то суд по ходатайству одной из сторон назначает судебную экспертизу и выносит решение уже на основании этого заключения. В этом случае расходы на досудебную экспертизу также взыскиваются с ответчика в случае удовлетворения иска.  

Как не платить за услуги ЖКХ?

Как сэкономить на оплате услуг ЖКХ, которыми потребитель не пользуется во время отпуска, длительной командировки или проживания по другому адресу.

Сезон отпусков – это не только время, когда можно потратить сбережения, но и возможность сэкономить. Одна из статей расходов, которую можно сократить, – это оплата коммунальных ресурсов, которыми потребитель не пользуется во время длительного отъезда.

Для этого надо провести перерасчет стоимости услуг в соответствии с нормативами потребления за то время, когда они не использовались. Сделать это не получится в отношении тех услуг, потребление которых регистрируется индивидуальными приборами учета (ИПУ).

Как происходит перерасчет?

Процедура перерасчета за услуги ЖКХ регулируется Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов». Она применяется по заявлению собственников и пользователей помещений, временно выбывающих из места жительства.

Временной период, за который возможно произвести перерасчет, составляет от пяти дней до шести месяцев. При более длительном отсутствии заявитель вправе обратиться с новым заявлением о перерасчете на следующий период, также не превышающий шесть месяцев (п.91 Постановления № 354).

Заявление исполнителю услуг (УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК) может быть подано заблаговременно или в течение 30 дней после возвращения. В нем необходимо указать свои ФИО, причину временного отсутствия, место пребывания и продолжительность. К заявлению должны быть приложены документы, подтверждающие эти обстоятельства.

К ним относятся:

*копии документов, подтверждающих проезд;

*выписка из больницы, где проводилось стационарное лечение;

*гостиничные счета;

*справка о месте пребывания из дачного или садового товариществ;

*справка консульского учреждения о нахождении за пределами РФ;

*иные документы.

Все документы должны быть надлежащим образом заверены уполномоченными лицами (п.94 Постановления № 354). В случае одновременного предоставления копий и оригиналов, копии заверяет исполнитель услуг и возвращает оригиналы заявителю. Рассмотрение заявления о перерасчете происходит в течение пяти дней.

Общая сумма коммунальных платежей рассчитывается по установленным нормативам потребления коммунальных ресурсов без учета количества дней временного отсутствия. Если заявление было подано заранее, перерасчет отразится в счетах за период отсутствия (если приложены документы, подтверждающие длительность отсутствия), если по возвращении — в квитанциях за последующие месяцы.

Когда нельзя воспользоваться перерасчетом?

Перерасчет не будет осуществлен в отношении тех коммунальных ресурсов, потребление которых регистрируется индивидуальными приборами учета (ИПУ). Во всех случаях временного отсутствия не перерасчитываются общедомовые коммунальные платежи.

Суммы за отопление и отопительное газоснабжение не подлежат перерасчету. Если гражданин не может подтвердить свое отсутствие документально, за каждый день неуплаты на сумму просроченных платежей начисляется пеня в размере 1/300 ставки рефинансирования.

Что грозит за подделку документов, дающих право на перерасчет?

Некоторые жильцы, чтобы не платить за услуги ЖКХ, предоставляют фиктивные документы о долговременном отсутствии по месту жительства. Однако если обман раскроется, таким жильцам грозит уголовная ответственность по ст. 327 УК РФ, в соответствии с которой использование заведомо подложного документа – наказывается штрафом в размере до 80 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев.

Как рассчитывается задолженность за услуги ЖКХ?

Основанием для отключения электричества и горячего водоснабжения является задолженность абонента по каждой предоставляемой услуге более чем за два месяца. Расчет долга происходит по нормативу потребления коммунальной услуги без учета показаний счетчиков.

Если потребитель частично оплачивает услуги, исполнитель должен поделить полученную сумму в счет всех услуг. Тогда задолженность будет рассчитываться по каждому виду коммунальной услуги исходя из частично неоплаченной суммы (п. 118 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 14.02.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»). В договоре с исполнителем может быть предусмотрен иной порядок погашения задолженности.

Порядок поставки газа регулируется отдельным Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549. Согласно документу основанием для прекращения поставки является полная или частичная неуплата в течение двух месяцев (иного расчетного периода), а также непредоставление информации о потребляемых объемах газа, препятствование ее получению и использование ненадлежащего газового оборудования.

Как информируются должники об отключении?

Ограничение или приостановка подачи коммунальных ресурсов, согласно п. 2 ст. 546 ГК РФ, допускается только при условии предварительного уведомления абонента и в случае, если это не приведет к аварийным ситуациям и не угрожает жизни. Таким образом, исполнитель услуг должен уведомить абонента о совершении тех или иных действий под расписку или заказным письмом. Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 установлен специальный порядок, в соответствии с которым должен действовать исполнитель услуг.

Абоненту, суммарная задолженность которого по коммунальной услуге превысила плату за два месяца, направляется письменное уведомление о том, что услуга может быть ограничена, например, введен график подачи электричества. Оно вступает в силу через 20 дней со дня вручения. Если ограничение невозможно в силу технических особенностей, доступ к услуге приостанавливается, но не сразу. По истечении 20 дней, если долг не оплачен, абонент должен получить еще одно предупреждение, также под расписку. Исполнитель вправе принимать меры только через три дня после получения уведомления о вручении должнику соответствующего предупреждения.

Приостановка происходит по истечению 30 дней после ограничения (если оно технически допустимо) с уведомлением абонента за три дня до приостановки (п. 119 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354). Поэтому реально отключить могут не ранее 53 дней с даты уведомления, если есть возможность ограничения подачи услуги (20 дней – на добровольную оплату долга плюс три дня на предупреждение о грядущем ограничении и еще 30 дней – ограничение подачи услуги) и не ранее 23 дней с даты уведомления, если нет такой возможности. При этом предупреждение об отключении обязаны вручить под расписку лично или прислать заказным письмом.

В случае когда приостановление предоставления коммунальной услуги вызвано наличием у потребителя задолженности по ее оплате, исполнитель обязан опломбировать механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в многоквартирном доме за пределами или внутри помещения, которым пользуется потребитель-должник, и связанное с предоставлением ему коммунальных услуг.

Какие услуги не отключат за долги?

Отопление, а в многоквартирных домах еще и холодное водоснабжение, не могут быть ограничены или отключены за неуплату.

Доступ к остальным коммунальным ресурсам сохраняется также в ситуациях, когда непредоставление услуг влечет за собой:

*повреждение общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме;

*нарушение прав и интересов добросовестных потребителей услуг в том же многоквартирном доме;

*непригодность жилого помещения для постоянного проживания граждан в соответствии с установленными требованиями (п. 122 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 14.02.2015) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Как происходит подключение услуг после оплаты задолженности?

Подача коммунальных ресурсов может быть возобновлена не только после фактического погашения задолженности, но также и после заключения соглашения о выплате долга. После этого услуга предоставляется в полном объеме в течение двух дней. Исполнитель при подключении должен снять пломбы с приборов учета. Также рекомендуется составить акт о подключении.

При возобновлении поставки газа применяются положения п. 48 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (утв. постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549). Помимо задолженности придется оплатить расходы по отключению и подключению газа. Поставка возобновляется течение 5 дней со дня уведомления поставщика о погашении задолженности.

Чем еще грозит неуплата коммунальных услуг?

В соответствии со ст. 90 ЖК РФ за долги по коммунальным услугам свыше шести месяцев жильцам, занимающим квартиру по договору социального найма, грозит выселение. К собственникам такую меру применить нельзя. Однако коммунальные службы вправе взыскивать задолженность в судебном порядке. Если сумма долга составит более 10 000 рублей, и по ней будет возбуждено исполнительное производство, то должника не выпустят за границу, а на его доходы и имущество может быть обращено взыскание.

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх