Сохранить упавшую «орлом» монетку; отыскать «счастливый» цветок сирени с пятью лепестками; суеверно постучать по дереву… Мало кому из нас, рациональных, современных людей, не доводилось совершать таких жестов. А может быть, суеверия действительно в чем-то нам помогают? Каждое утро этот коллекционер начинал с того, что приветствовал стоящую на его столе китайскую статуэтку – фарфоровую фигурку бога довольства.
«Он ни разу не отступал от ритуала, и для статуэтки это была большая честь, ведь все остальные он из кабинета убрал!» – вспоминала экономка Зигмунда Фрейда. Занятное поведение для человека, разоблачавшего суеверия, описавшего феномен магического мышления и не питавшего почтения к религии! Однако среди так называемых рационально мыслящих людей он далеко не единственный, кто имел какой-нибудь фетиш, «магическую» безделушку или личный ритуал, чтобы наладить отношения с фортуной. Так, Уинстон Черчилль именно с этой целью гладил черных кошек, а Сергей Королев никогда не назначал старт космических кораблей на понедельник.
Мы в этом смысле не многим отличаемся от знаменитостей прошлого. По данным недавнего опроса, лишь 7% читателей Psychologies совсем не признают суеверий. Остальные в тех или иных обстоятельствах все же надеются на помощь талисманов, народных примет или определенных ритуалов.
Елена, 28 лет, редактор «Плюшевая мышь приносит удачу»:
Пару лет назад коллеги подарили мне маленькую плюшевую мышь, сказав, что она приносит счастье. В чудеса я не верю, но мышка мне показалась такой симпатичной, что ей тут же было отведено почетное место на телевизоре в гостиной. Смех смехом, но с тех пор со мной, словно в сказке, начали происходить удивительные события: пошла в рост карьера, устроилась личная жизнь, сбылись многие мечты. Выходило, будто эта игрушка и на самом деле приносит счастье. Как-то я захватила мышку с собой «прогуляться» в другой город и случайно забыла ее там, а вернувшись домой, стала замечать, что моя счастливая жизнь трещит по всем швам: и дома, и на работе появилось море серьезных проблем, решить которые не удавалось. Зато когда через год мышь наконец вернулась ко мне, все снова наладилось будто само собой. Я понимаю, что все произошедшее – лишь цепь случайных совпадений, но все равно свою маленькую плюшевую мышку я с тех пор считаю счастливой и больше нигде не оставляю».
«И ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ МЫ ТАКЖЕ НАХОДИМ СЕБЕ ДОСТУПНЫЕ «ПЕРЕХОДНЫЕ ОБЪЕКТЫ», С ПОМОЩЬЮ КОТОРЫХ УСПОКАИВАЕМ СЕБЯ»
Вечно живые
Так называемые суеверия – одна из самых живучих вещей в мире: предметы, якобы приносящие удачу или несчастье, и ритуалы, чтобы обеспечить благоприятное развитие событий, человечество использует с незапамятных времен. Многим из них удалось пережить не одну смену веков и культур, несмотря на противоборство служителей религии. В средневековой Европе ношение на удачу кроличьей лапки или четырехлистного клевера католическая церковь приравнивала к колдовству; в петровской России следование народным поверьям могло повлечь за собой принуждение к публичному церковному покаянию, а иногда и смертную казнь.
В XVIII веке в борьбу с суевериями вступили философы-просветители – Вольтер, Дидро, Монтескье, Гельвеций и другие, провозгласившие, что подобные предрассудки нелепы, так как противны разуму, а заодно и что все религии в конечном счете тоже не что иное, как суеверия.
А для науки ХХ века установка, что все противоречащее законам рациональности (включая призраков, загробную жизнь, телепатию и т.д.) не имеет права на существование, стала аксиомой. Сегодня под суеверным поведением мы обычно понимаем веру в то, что определенные действия или предметы магическим образом могут вызвать благоприятные или неблагоприятные для нас последствия… и, похоже, не готовы от этой веры отказаться.
Елена, 24 года, ассистент отдела рекламы «Мамино кольцо хранит энергию любви»:
Папа подарил маме это кольцо сразу после свадьбы. Оно очень скромное, недорогое, но для меня – одна из самых ценных вещей. Когда мне было пятнадцать, папа трагически погиб, и мама, которой было тяжело видеть предметы, связанные с ним, отдала это кольцо мне. Возможно, из-за того, что в нем сосредоточена энергия любви моих родителей, оно приносит мне только удачу. Окончательно поверить в силу талисмана меня заставило одно событие: во время переезда к жениху я оставила кольцо в старой квартире, и между нами сразу начались конфликты, которые привели к разрыву. Спустя время я вновь стала носить мамино кольцо, а вскоре мы с бывшим женихом случайно встретились и потом сыграли свадьбу. Не знаю, совпадение это или нет, но за восемь лет мы с мужем больше ни разу не поссорились. А кольцо на моем пальце бережет меня от бед».
РОЖДЕНИЕ РИТУАЛА
Олимпийская чемпионка Татьяна Навка признается, что всегда надевает коньки начиная с левой ноги; ее коллега Евгений Плющенко во время соревнований избегает бриться; известная теннисистка Елена Дементьева старается не наступать на линии разметки на корте… «Суеверия живучи потому, что живучи опасности, которые составляют неотъемлемую часть нашей жизни, – рассуждает юнгианский психотерапевт Юлия Казакевич. – Нами движет желание от них уберечься – всеми доступными способами. Кроме того, за каждым подобным жестом обычно стоит своя история, которая некогда случилась с человеком и произвела на него сильное впечатление». «Порой достаточно, чтобы предмет однажды оказался связан со счастливо сложившейся ситуацией, и он уже становится талисманом, приобретая для своего владельца особый смысл», – добавляет юнгианский психотерапевт Лев Хегай.
Какое же место занимают суеверия в структуре психики человека? Как объясняет психоаналитик Вернер Мюнстербергер (Werner Muensterberger), наша особая привязанность к определенным предметам берет начало в раннем детстве. Новорожденный младенец не делает различия между собой и матерью, живет
в состоянии слияния с ней. Но однажды он обнаруживает, что мать может и уйти, исчезнуть. Охваченный тревогой, он протягивает руки, хватаясь за какой-либо предмет, и держит его возле себя. Британский психоаналитик Дональд Винникотт (Donald Winnicott) назвал этот предмет «переходным объектом»: он не является частью тела младенца, но пока еще не воспринимается им как принадлежащий к внешней реальности**. Таким объектом может стать мягкая игрушка, уголок пеленки или другая вещь, которая символически служит ребенку его продолжением во внешнем мире, позволяя ему облегчить страх одиночества и сосредоточиться на себе. «Так и во взрослой жизни мы находим доступные «переходные объекты», с помощью которых успокаиваем себя», – объясняет юнгианский аналитик Мадина Слуцкая.
Андрей, 20 лет, фоторедактор «Рука Будды рассеивает мои страхи»:
Мой талисман имеет вид ладони и символизирует руку Будды, жест которой, согласно легенде, означает защиту, мир, доброжелательность, рассеяние страха. Эта дорогая мне вещица имеет свою необычную историю. Когда мой дед был на фронте, к нему подошла цыганка и произнесла странную фразу: «Через три дня ты будешь убит, если не разомкнешь пальцы». И ровно через три дня рядом разорвался снаряд, деда контузило и засыпало землей; почти сутки он пролежал, не надеясь на спасение. Но, к счастью, деда откопали, и, что поразительно, на теле у него не оказалось ни единой царапины. Отряхивая шинель, он обнаружил в кармане кусочек металла – то ли осколок, то ли еще что-то. Приглядевшись, он увидел, что этот предмет имеет форму ладони с разомкнутыми пальцами. А спустя какое-то время дед с удивлением понял, что совершенно не чувствует в себе желания мстить, потому что не испытывает ненависти к тем, кого называют врагами. Несмотря на это, он мужественно воевал и дошел до самого Берлина. Теперь дедов талисман перешел ко мне. Эту семейную реликвию я берегу и в ответственные моменты жизни беру с собой на удачу».
Другое объяснение дает юнгианская теория коллективного бессознательного, согласно которой каждый из нас с рождения несет в себе общую память человечества, где хранятся все универсальные символы, темы, которые Карл Густав Юнг называл «архетипами». Дракон, герой, принцесса или старуха – все эти образы для нас заряжены эмоциональной энергией, именно они всплывают в наших снах, когда схожую тему задействует какая-то проблема или ситуация… что позволяет нам потом ее расшифровать и более успешно для себя решить. По мнению Мадины Слуцкой, «любой талисман наделен определенным архетипическим содержанием, которое помогает нашей психике освоиться с происходящим, снизить уровень тревоги в самых разных жизненных ситуациях».
Хорошие приметы и не очень
«ТАК НАЗЫВАЕМЫЙ ПЕРЕХОДНЫЙ ОБЪЕКТ ПОМОГАЕТ РЕБЕНКУ ОБЛЕГЧИТЬ СТРАХ ОДИНОЧЕСТВА И СОСРЕДОТОЧИТЬСЯ НА САМОМ СЕБЕ»
«Чтобы понять, какую функцию выполняют наши суеверия, надо еще и поместить их во временной контекст, – говорит психоаналитик Андре Бонали (Andre Bonaly). – Каждый из нас постоянно выстраивает свое будущее по отношению к прошлому и собственным глубинным желаниям. Среди нас есть те, кто способен сам распоряжаться своим временем и предпочитает сам управлять своим будущим. Такие люди обычно не нуждаются в «магических» предметах или ободряющих ритуалах, поскольку имеют привычку задействовать все возможности для осуществления своих желаний и верят только в одно – в себя самих!
А есть и те, кто «претерпевает»: такие люди словно ждут, чтобы обстоятельства сами все решили за них. Они, таким образом, будут склонны обзавестись талисманом или прибегнуть к суеверному поведению, нацеленному на то, чтобы обстоятельства складывались согласно их желаниям». Разумеется, в реальности наше поведение не всегда четко укладывается в описанные рамки: «пассивный» может ни во что не верить, а «решительный» тоже может иметь какой-нибудь фетиш.
«В любом случае, иметь свой заветный талисман или ритуал само по себе не плохо, даже наоборот, – добавляет психоаналитик. – Это помогает нам сконцентрировать наши внутренние силы и, одолев тревогу, сделать наши действия более эффективными».
Алексей, 26 лет, главный редактор MAXIM Detox «Нежданный доллар поддерживает меня на крутых виражах»:
В четырнадцать лет один, без родителей, я попал в Америку. Услышав, что местные автоматы со сладостями охотно принимают вместо доллара наши двадцатирублевые монетки (к тому времени уже вышедшие из употребления), я тут же начал успешно пользоваться этим радостным открытием. Моя дольче вита длилась до тех пор, пока один из автоматов неожиданно не заглох. Я занервничал и начал лихорадочно нажимать на все кнопки; машина кряхтела, урчала и в конце концов выдала мне доллар. Тут уж моей радости не было предела. Этот доллар я не потратил, а сохранил как талисман, решив, что он обязательно принесет мне удачу. Так и получилось. Хотя моя жизнь несколько раз резко радикально менялась, эта монетка поддерживала меня на всех крутых виражах. И сегодня мой талисман дает мне веру в то, что, какие бы глупости я ни совершал, все равно все будет хорошо. Разве это не подтверждается и самим фактом, что глупое мальчишеское решение обманывать автоматы в конце концов завершилось таким волшебным подарком?!»
Важно, однако, добавить, что чрезмерная вера в магию предметов может стать и опасной. «Если человек теряет уверенность в собственных силах, становится полностью пассивным, у него может развиться невроз навязчивых состояний, – подчеркивает Мадина Слуцкая. – При этом личностном расстройстве он будет испытывать постоянное желание выполнять объективно нецелесообразные, но для него самого наделенные особым смыслом действия».
Кроме того, «магические» предметы – «заряженные» амулеты, крестики, колечки – могут стать средствами манипулирования. Но, за исключением подобных крайностей, капелька суеверного чудачества позволяет нам относиться к жизни чуть легче, порой отступить от привычки все контролировать, управлять каждым мгновением. Приметы и поверья придают очарование жизни, сохраняя в ней долю тайны.
«Любая вера, – говорит Лев Хегай, – дает нам иррациональный способ отношения к миру, способность к парадоксу и амбивалентности, терпимость к незнанию и собственному невсемогуществу. Она активизирует интуитивно-чувственное познание мира и служит основой для любого спонтанного творчества».
Иными словами, малая толика суеверий разумному отношению к жизни не помеха. Что стало ясно студенту, однажды побывавшему в лаборатории датского физика, лауреата Нобелевской премии 1922 года Нильса Бора. Увидев над дверью знаменитого ученого прибитую подкову, студент удивился: «Я бы никогда не подумал, что такой человек, как вы, может верить в подобные предрассудки!» Нильс Бор на это ответил: «Я-то не верю. Но похоже, что подкова приносит счастье независимо от того, веришь ты в это или нет!»
Дмитрий, 50 лет, барабанщик «Старый топорик охраняет мое жилье»:
У меня дома хранится одна забавная вещица – потемневший от времени топор с округлым лезвием и багром. Некогда этот предмет служил атрибутом пожарного щита, потом попал к моему другу, а от него ко мне. В этом топорике, несмотря на его грозный вид, я почувствовал не разрушительную мощь холодного оружия, а, наоборот, некую защитную силу. Думаю, сказалось прямое предназначение этого предмета – быть орудием спасения от бедствия. Может, во мне пробудился атавизм пещерных времен, но этот топорик я считаю оберегом своего жилища».
Подготовили Юлия Рублева и Юлия Варшавская
Источник – Наталья Кириченко, PSYCHOLOGIES № 4
Свежие комментарии