На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Слезами горю не поможешь...

Отношение к плачу всегда было противоречивым. Вот и сегодня мнения психологов, медиков, да и всех остальных на сей счет сильно разнятся. Доказано, что в некоторых случаях слезы способны предотвратить крапивницу, головные боли и даже сердечные приступы, а в других ситуациях – наоборот – спровоцировать различные недуги.

Лекарство или яд?

Библейский проповедник Экклезиаст считал, что слезы лучше смеха, но его суждения и по другим вопросам отличались мрачностью и пессимизмом. Аристотель признавал исключительную пользу слез для душевного и физического состояния человека, но только слез не «бытовых», а вызванных сильным эмоциональным потрясением, например, просмотром трагедии, которую разыгрывают на сцене талантливые актеры. Пораженный зритель плачет, и эти слезы вызывают катарсис — очищение души. Человек не только испытывает облегчение – он становится лучше, добрее, укрепляется его способность сострадать и понимать прекрасное.

В 1906 году в Американском психологическом журнале доктор Брогквист опубликовал исследование, в котором указал, что 54 человека из 57 испытали улучшение состояния после плача. Недавние эксперименты показали примерно такие же результаты. Выходит, плакать полезно? Не все так просто. Ученые пришли к выводу, что некоторым плач категорически противопоказан — это люди с эмоциональными расстройствами и повышенной тревожностью. Ну, а если любая мелочь вызывает у вас слезы, необходимо обратиться к врачу. Иначе рискуете спровоцировать проблемы со щитовидной железой, гормональные нарушения, сердечнососудистые заболевания.

Слеза ребенка. Обычный годовалый малыш плачет 65 раз в месяц; взрослые женщины в среднем 5-6 раз в месяц, а мужчины (опять-таки в среднем) — 1,4 раза в месяц. Таким образом, представители сильного пола плачут примерно 17 раз в год. Якобы. Эти исследования проводились на мягкотелых американцах, а не у нас, в России, где отношение к слезам всегда было не особенно позитивным. Собственно, сами американцы не очень-то любят чужие слезы — в 1968 году одного сенатора, лидера от Демократической партии, «прокатили» на выборах из-за того, что фотограф снял его во время плача. И напрасно сенатор уверял, что слезы были вызваны холодом и ветром — такой слабак не может стать президентом, дружно решили избиратели. Так что если хотите, чтобы вас пожалели, как годовалого ребенка – плачьте на здоровье. Но если вы намерены быть лидером, привычка лить слезы может вам здорово навредить — ведь это явное проявление слабости, да еще публичное. Не будем забывать, что закон психологии гласит — если с тобой случилось что-то плохое, ты сам в этом виноват! И закон этот действует на уровне подсознания, так что внешне к вам могут отнестись вполне лояльно и доброжелательно, но надежды на власть и уважение можете благополучно похоронить…


Кстати, несмотря на то, что маленькие дети часто плачут, это не значит, что такое состояние для них естественно. Известный педагог и психолог Соловейчик предлагает нам вспомнить народную мудрость: «чем бы дитя ни тешилось, лишь бы не плакало». Действительно, любой плач задуман природой как сигнал неблагополучия, призыв к помощи. Плачущие должны утешиться – вот в чем глубинный смысл слез. Если утешения не наступает, физиологические и биохимические процессы не получают разрядки, остается только горький осадок. Так что и ребенку вредно плакать, — утверждает педагог с мировым именем. Утешьте своего малыша и поднимите ему настроение!

Особое искусство. «Москва слезам не верит», «бабьи слезы – вода», «слезами горю не поможешь» — множество народных пословиц и поговорок связаны со слезами. Наши предки считали плач приемлемым только в особых, ритуальных случаях. Позволялось даже не плакать, а выть — на похоронах часто присутствовали плакальщицы, которые вполне профессионально «выли» по покойнику, причитали, выкрикивали, но при этом не плакали в современном понимании слова.

А вот лет двести назад публичные рыдания возвышали человека в глазах окружающих. Дамы и кавалеры галантного века всегда носили с собой великолепные кружевные платки и флаконы с нюхательными солями, чтобы извлечь эти аксессуары при каждом удобном для слез случае, будь то речь короля или душещипательное театральное представление. В голос рыдали и английские лорды, и первые американские парламентарии во время особо удачных патриотических речей... Такой вот катарсис по Аристотелю. Однако умиравшим с голоду крестьянам, видно, было не до слез, да и красивых шелковых платков они не имел – а ведь именно такие детали позволяли сделать из плача настоящее представление. Недаром в «Братьях Карамазовых» Достоевский описывает искреннее горе простой бабы, потерявшей ребенка — ее отчаяние было так велико, что не могло проявиться в слезах. Слезы предполагают возможность утешения, облегчения; когда такой возможности нет, мы не плачем.



Великие тоже плачут. Детский сказочник Андерсен был очень плаксив и обидчив — придет, бывало, в гости к друзьям без предупреждения, а тех дома нет. И, заливаясь слезами, здоровенный нескладный Андерсен пишет записку примерно такого содержания: «Вы, мол, меня не любите, не уважаете, поэтому я бегу топиться в реке»... Надо ли говорить, что всю жизнь сказочник провел в одиночестве, а когда приехал в гости к обожавшему его сказки Диккенсу, чуть не довел великого писателя до депрессии и суицида — всего-то за две недели. Читатели проливали слезы катарсиса над великолепными сказками, но просто физически не могли терпеть рыдания самого автора. 

Недаром мудрый режиссер Станиславский заметил, что единственное чувство, которое может заставить актера расплакаться, если того требует роль, – это жалость к себе. Мы интуитивно ощущаем эгоистическую природу слез и стремимся увеличить дистанцию, отделяющую нас от плаксы. В сущности, плач – одна из разновидностей психологического вампиризма. С одной стороны, порой слезы приносят облегчение, как в случае с крапивницей, но в целом они ухудшают наше положение, вызывая у окружающих неуважение и легкую насмешку.

Уж если плакать, плачьте, как Горький, буревестник революции. Он тоже был очень слезлив: прочитает книжку какого-нибудь молодого автора, обнимет его, упадет на грудь и зайдется в рыданиях, не утирая слез... Катарсис, значит, испытывает. После ухода осчастливленного литератора родные и друзья, бывало, скажут Горькому: «Помилуйте, Алексей Максимович, ведь это бред сивой кобылы!». На что маститый писатель, успокоившись, отвечал: «Я, мол, оттого плакал, что — вот, написал человек рассказ. Или стихотворение. И это прекрасно. А ведь, судя по его физиономии, мог бы людей на улице резать!». 


Цена рыданий. Вопреки распространенному мнению, слезы – вовсе не показатель доброты и способности к сопереживанию. Многие кровавые тираны были очень сентиментальны и слезливы – плакал и Гитлер, и ужасная императрица Цы-Си. Да и по поводу пользы катарсиса я бы поспорила.

Помните фильм «Белый Бим — черное ухо»? Он, конечно, учит добру и сочувствию животным, но… На эту картину нас водили всем классом, и в результате «катарсиса» один восьмилетний мальчик обмочился прямо в кинозале, двоих отпаивали валерьянкой, лично у меня от слез два дня непроизвольно дергалась голова, остальные еле добрались до дома, шатаясь от горя...

Может, конечно, мы стали добрее, чище, лучше, но с тех пор я мгновенно переключаю программу, как только на экране появляется хоть какое-то животное. Даже Годзилла или Кинг-Конг. Поскольку подозреваю (точнее, подсознание подсказывает), что злосчастного зверя немедленно начнут мучить.

Кстати, доведенный до припадка слезами и рыданиями мальчик, стал алкоголиком и умер в тюрьме. Поэтому закончу я пожеланием: пусть в нашей жизни будет как можно меньше поводов для слез. Хоть они и помогают от крапивницы, но причины, вызывающие рыдания, обычно куда серьезнее банальной аллергии.

автор Елена КИРЬЯНОВА, психолог-философ

Картина дня

наверх