20 ЯНВАРЯ – СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

епосредственным образом с Иисусом Христом, Сыном Божьим. Особую роль в земной жизни Мессии и, соответственно, выполнении Господней воли относительно будущего Спасителя человечества сыграл святой пророк Иоанн, называемый также Крестителем и Предтечей.

Памяти данного лица посвящено немало религиозных дат. Одна из них приобрела название Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, и выпадает ежегодно на 20 января.

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Информация о празднике 20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Чествование Иоанна Предтечи совершается православной Церковью на следующий день после Святого Богоявления. Есть в христианской традиции такой обычай: вспоминать, прославляя, по завершении великого праздника тех лиц, что послужили наиглавнейшим образом осуществлению столь важного предшествующего события. Святой пророк Иоанн стал центральной фигурой даты 20 января по причине засвидетельствования пришествия в земной мир Сына Божьего в человеческом облике.

Указанный религиозный праздник носит название Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ввиду того, что объединяет верующий народ в храмах в этот день для восхваления великого пророка, ведь «собор» означает «общий».

 

Особую торжественность приобретают богослужения, творимые 20 января в стенах церквей, которые возведены были в честь самого Иоанна Крестителя.

В нашей стране имеются такие храмы, есть они и в столице.

Например, храм Рождества Иоанна Предтечи на Пресне, расположенный, кстати, в переулке М. Предтеченском, где хранятся храмовая икона «Рождество Иоанна Предтечи» и чтимый образ святого «Ангел Пустыни».

Также в Москве находится Иоанно-Предтеченский монастырь. В стенах обители верующие могут приложиться к древней чудотворной иконе Иоанна Крестителя и частицам его мощей.

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Детство и юность пророка Иоанн Предтечи:

Святой Иоанн Предтеча, в честь которого в один из январских дней был установлен великий христианский праздник, родился на полгода раньше Иисуса Христа. Его родители священнослужитель Захария и праведная Елисавета долго не могли иметь детей. Они молили в течение длительного времени Небеса послать им младенца. Бог внял этим пламенным просьбам: однажды явился Захарии прямо в храме добрый вестник – архангел Гавриил – и сообщил о скором появлении у него сына по имени Иоанн. К тому времени Елисавета была уже немолода, потому пять месяцев скрывала свою беременность от окружающих. Но получив поддержку от Девы Марии, приходившейся ей дальней родственницей, прекратила таиться.

Появившийся на свет младенец Иоанн был встречен радостно не только родителями своими, но и друзьями, и родными последних. Когда же случилось Рождество Христово, он чудом не попал в число убитых царем Иродом Великим Вифлеемских младенцев. Правда, родители Иоанна позаботились об этом заранее: Елисавета пряталась с сыном в пустыни близ Хеврона. Захария же, отказавшись открыть местопребывание жены с ребенком царю, увы, не избежал гибели. Так, «с младых ногтей», святой Иоанн рос в уединении. Он вел аскетический образ жизни, пребывая в молитвах и постясь. Одежду мальчика, в дальнейшем - юноши составляло нечто из верблюжьего ворса, пищу – насекомые акриды и дикий мед.

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Проповедь Иоанна Предтечи:

Таким образом жил святой подвижник до своего тридцатилетия. А затем пришел в мир с одной целью: подготовить благодатную почву для посева зерен христианской веры в сердцах людей, для принятия народом Спасителя всего человечества. Орудием пророк Иоанн избрал проповедь покаяния. Начал ее подвижник в 29 г. н.э. Это был 15-й год правления римского императора Тиверия.

Предмет проповеди Иоанна Предтечи состоял в призыве грешников к пересмотрению всей своей неправедной жизни, к нравственному очищению души и принятию крещения, дабы получить прощение Бога за содеянное. Проповедь эта была проникнута гневом Божиим. Для осуществления ее понадобилось Иоанну ходить по городам и окраинам Иорданской страны. Обратился он со своими речами благодатными к людям и на берегу реки, когда народ стекался сюда в преддверье языческого праздника очищения.

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Крещение Сына Божьего:

Иисус был первым, кто пришел к Иоанну Предтече с целью принять крещение. Конечно, так распорядился Бог с тем, чтобы, глядя на Христа, люди последовали его примеру. Пророк в момент обряда увидел чудо – снисхождение на молодого мужчину Святого Духа в виде голубя, сопровождаемое гласом с небес: «Сей есть Сын Мой возлюбленный…»

Иоанн Креститель, получив такое откровение об Иисусе, молвил людям: «Вот Агнец Божий, который берет на Себя грехи мира». Данные слова возымели действие на двух человек – апостолов Андрея Первозванного и Иоанна Богослова. Оба они присоединились к своему Учителю, и приняли святое Крещение.

Исходя из вышеизложенного становится понятным, почему пророка Иоанна называют одновременно и Предтечей, и Крестителем. С одной стороны святой подвижник, как уже упоминалось ранее, осуществил проповедь перед народом, возвещая приход в мир земной Мессии. С другой, пророк почитается христианской Церковью в качестве крестившего Иисуса лица. В церковных песнопениях есть красивое символическое выражение, относящееся к святому: «светлая утренняя звезда». Именно таким и явился Иоанн Креститель в жизни людей, уверовавших в Бога.

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Гибель и почитание святого Иоанна:

Подвижник благочестия, пророк, окрестивший самого Сына Божия, пострадал за свои убеждения, за то, что без страха указывал людям на их грехи и пороки. Он стал жертвой царя Ирода Антипы, сына кровожадного Ирода Великого, убийцы Вифлеемских младенцев. Правитель повелел бросить праведника в тюрьму из-за обличения его сожительства с Иродиадой, супругой родного брата Филиппа. Он же приказал отрубить пророку голову в угоду дочери своей любовницы Саломеи, и, по преданию, уста уже мертвого Иоанна произнесли фразу: «Ирод, не должно тебе иметь жену Филиппа, брата твоего». Так случилось публичное обличение прелюбодеяния царя.

Дочь Иродиады отнесла голову праведника матери, а та от злости исколола иглой язык подвижника, голову же закопала в нечистом месте. Однако недолго святая глава там пролежала. Благочестивая Иоанна, жена Хузы – домоправителя Ирода – перезахоронила святыню на горе Елеонской, положив ее в сосуд глиняный. Ученики же Иоанна Крестителя забрали святое тело Учителя и погребли в Севастии.

Надо сказать, Бог жестоко покарал нечестивцев за совершенное с пророком. Саломия провалилась под лед и, повиснув, лишилась головы. Последнюю люди обнаружили и принесли матери девушки с Иродом. Отец Иродиады, аравийский царь Арефа, пошел войной на Ирода, который позже стал жертвой гнева Кая Калигулы, римского императора. В результате он был сослан вместе с любовницей сначала в Галлию, затем в Испанию. В конце концов, под ними разверзлась земля и поглотила обоих.

20 января – Собор Предтечи и Крестителя Господня Иоанна.

Молитва святому имеет поистине огромную силу, и каждый, кто к ней обращается, находит долгожданную помощь и обретает покой.

Очень часто к пророку обращаются люди, дабы унять физическую боль, что исходит от головы, ибо его потерпела мучения и стала святыней, которая способна исцелить тело и успокоить душу. Даже изображение Иоанна, которое подаётся на святых ликах в виде главы страдающего, символизирует обращение с просьбой унять головную боль.

Также к нему приходят, дабы обрести собственное покаяние, понять свои мысли и разобраться в них, ведь покой душевный и физическое исцеление даруют гармонию, а она открывает мир по-новому, меняя человека в лучшую сторону. Предки же почитали его за неоценимую помощь в сохранении рода людского и хозяйственных делах (посевы, плодородие, пасека).

Иоанн Креститель – пророк, который был прославлен Церковью и людьми в веках. Его праведность в честности, а она, как известно, – верный путь к праведной вере и вечной благодати.

133

МОЛИТВА 1-Я

Крестителю Христов, честный Предтече, крайний пророче, первый мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов! Тя молю, и тебе прибегая не отрини мене от твоего заступления, не остави мя падшего многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением; очисти мя, грехи оскверненнаго, и понуди внити, иможе ничтоже скверно входит, в Царствие Небесное. Аминь.

МОЛИТВА 2-Я

Крестителю Христов, проповедниче покаяния, кающагося не презри мене, но совокупляяся с вои Небесными, молися ко Владыце за мене недостойнаго, унылаго, немощнаго и печальнаго, во многая беды впадшаго, утружденнаго бурными помыслы ума моего: аз бо есмь вертеп злых дел, отнюд не имеяй конца греховному обычаю, пригвожден бо есть ум мой земным вещем: что сотворю, не вем. И к кому прибегну, да спасена будет душа моя? токмо к тебе, святый Иоанне, благодати тезоимените, яко тя пред Господем по Богородице вем больша быти рожденных всех, ибо ты сподобился еси коснутися верху Царя Христа, вземлющаго грехи мира, Агнца Божия. Егоже моли за грешную мою душу, да поне отныне, в первыйнадесять час, понесу тяготу благую и прииму мзду с последними. Ей, Крестителю Христов, честный Предтече, крайний Пророче, первый во благодати мучениче, постников и пустынников наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов, тя молю, к тебе прибегаю: не отрини мене от твоего заступления, но возстави мя падшагося многими грехи; обнови душу мою покаянием, яко вторым крещением, понеже обоего начальник еси: крещением омываяй прародительный грех, покаянием же очищаяй коегождо дело скверно; очисти мя грехами оскверненнаго и понуди внити, аможе ничтоже скверно входит, во Царствие Небесное. Аминь.

МОЛИТВА 3-Я

Святый Предтече и Крестителю Христов Иоанне! Проповедник сый покаяния, кающихся не презри нас, но молися ко Владыце Христу за нас, недостойных рабов, унылых, немощных, во многия грехи впадших. Смерти убо чаем, о гресех же наших николиже поболехом и о Царствии Небеснем не попекохомся: но не презри нас, Крестителю Христов, честный Предтече, болий рожденных всех, постником и пустынником наставниче, чистоты учителю и ближний друже Христов. Тя молим, к тебе прибегаем: не отрини нас, просящих твоего заступления, обнови души наша покаянием, еже есть второе крещение: твоим ходатайством пред Господем испроси нам очищение грехов. Уста недостойная вопиют к тебе, и душа смиренная молится, сердце сокрушенное из глубины воздыхает: простри пречистую твою десницу и защити нас от враг видимых и невидимых. Ей, Господи Иисусе Христе! Молитвами святаго Иоанна Крестителя Твоего, изряднее же Пречистыя Твоея Матери, Владычицы нашея Богородицы, спаси нас, грешных рабов Твоих, кающихся о гресех. Ты бо еси Бог кающихся, и на Тя, Спасителя, возлагаем надежду, славяще Пресвятое Имя Твое, со Безначальным Твоим Отцем, и со Пресвятым и Благим и Животворящим Твоим Духом, ныне и присно и во веки веков.

ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Первее нераждающая, неплоды, возвеселися: се бо зачала еси Солнца светильника яве, просвещати имуща всю вселенную, слепотою недугующую. Ликуй, Захарие, вопия со дерзновением: пророк Вышняго есть хотяй родитися.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущия тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

От земли возсиявши, Предтечева глава лучи испущает нетления верным исцелений: свыше собирает множество ангел, доле же созывает человеческий род, единогласную возсылати славу Христу Богу.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 4

Яко Божественное сокровище, сокровенное в земли, Христос откры главу твою нам, Пророче и Предтече; вси убо сошедшеся в сея обретение, песньми благоглаголивыми Спаса воспоим, спасающа нас от тления молитвами твоими.

ИН ТРОПАРЬ, ГЛАС 2

Память праведного с похвалами, тебе же довлеет свидетельство Господне, Предтече: показал бо ся еси воистинну и Пророков Честнейший, яко и в струях крестити сподобился еси Проповеданнаго. Темже за истину пострадав радуяся, благовестил еси и сущим во аде Бога явльшагося плотию, вземлющаго грех мира и подающаго нам велию милость.

КОНДАК, ГЛАС 3

Прежде неплоды днесь Христова Предтечу раждает, и той есть исполнение всякаго пророчества: Егоже бо пророцы проповедаша, на Сего во Иордане руку положив, явися Божия Слова пророк, проповедник, вкупе и Предтеча.

ИН КОНДАК, ГЛАС 5

Предтечево славное усекновение смотрение бысть некое Божественное, да и сущим во аде Спасово проповесть пришествие; да рыдает убо Иродиа, беззаконное убийство испросивши: не закон бо Божий, ни живый век возлюби, но притворный, привременный.

Величание:

Величаем тя,/ Крестителю Спасов Иоанне,/ и почитаем вси/ честныя твоея главы// усекновение.

20 ЯНВАРЯ – СОБОР ПРЕДТЕЧИ И КРЕСТИТЕЛЯ ГОСПОДНЯ ИОАННА.

Народный праздник Иван-бражник отмечается 20 января (7 января по старому стилю) каждого года.

Другие названия праздника: Иванов день, Иоанн Креститель, Перезимник, Бражник, Зимний Мясоед, Ленивый день, Иван Креститель. В этот день продолжался Мясоед, время гуляний и особенно – свадеб, от Рождества до Масленицы.

Традиции и обряды на Иван-бражник:

В народе Ивана прозвали бражником (бражным), потому что в этот день крестьяне «запивали зло». Однако прежде чем садиться за стол, нужно было выпить освященной крещенской воды, которая помогала запастись здоровьем на весь следующий год.

— В течение Мясоеда — периода между Рождеством и Масленицей — массово праздновали свадьбы. Отсюда и названия дня: Зимний свадебник. Бражником же его прозвали потому, что в этот день было принято «запивать» зло; при этом приговаривали: «Празднуй раз в месяц — будешь веселым; запразднуешь каждый день — будешь голым». Также в день Ивана-бражника «запивали» счастье девичье — часто наскоро сложенное, против воли невесты. Считалось, что если в этот день «обмыть» горе супружества без взаимной любви, то в семейной жизни будущую жену ждет меньше слез.

— Окончание святочных гуляний означало возвращение к привычной жизни. Например, на посиделки вновь полагалось приходить с работой: «Після Івана Предтечі хто не робить, того б'ють у плечі» (в праздничные дни молодежь на посиделках только веселилась). Однако в некоторых местах день всё ещё был праздничным, никакие работы не выполнялись.

— Праздник Ивана-бражника называли также Перезимником. Говорили, что он «о весне весть подает». Ясная и холодная погода в этот день предвещала засушливое лето, а пасмурная и снежная — обильный урожай. Богатые хлеба обещали и утренние туманы на Ивана-бражника.

— С этого дня снимались временные запреты, связанные с разгулом волков и демоническимх существ: снова можно было прясть, ткать, шить шерстяными нитками, резать скот. Скотину на Зимний свадебник кормили обрядовыми блинами или хлебом-солью, «чтобы хорошо водился». С этого дня и до Масленицы начиналась пора сватовства и зимних свадеб («крест в воду — жених на гору»), с обязательным приготовлением пива.

Приметы и поговорки на Иван-бражник:

-Если в этот день над водой туман, то урожай хлеба в наступившем году будет добрый.

-Если же погода стоит ясная, то лето будет засушливым.

-Если 20 января будет метель, то и вся масленица будет метельная.

-Если в этот день ударили морозы и затем стоят еще целую неделю – будет оттепель.

-Если в Иванов день выглянула полная луна – ожидается половодье.

-Если 20 января увидеть мышь, то в семье вскоре появится прибавление.

-Увидеть белого лебедя или дикого гуся в этот праздник – к исполнению желания.

-Если в этот день покрестить младенца, то возле этого дитя Креститель будет стоять при крещении.

-Родившиеся в этот день будут нести ношу своих проступков. Носить им следует янтарь.

Именины 20 января: Афанасий, Василий, Иван.

Картина дня

наверх