"Без скорбей нет спасения, зато претерпевших ожидает Царство Небесное". (Преподобный Серафим Саровский)
У каждого из нас были, есть и будут моменты или периоды, когда душе нестерпимо плохо, когда душа болит и скорбит. Не хочется никого видеть, ни с кем говорить. Не хочется есть, не хочется двигаться. .. В такие моменты не верится, что когда-нибудь душа отболит и снова научится радоваться. Смотреть в будущее в таком состоянии невозможно. Ты видишь только глухую стену перед собой и горькие утраты или ошибки позади. Ночью не спиться. Ни на что нет сил... Выйти из такого душевного состояния очень и очень тяжело. Душа болит, плохо душе...
Что же делать, когда душа болит?
В этой маленькой статье невозможно решить вопрос как лечить душевную боль, как пережить потери и утраты. Я расскажу лишь о маленьких первых шагах, которые помогут сдвинуть тягостное состояние с мертвой точки и, возможно, начнут менять болезненное состояние души.
Когда на душе плохо - трудно с кем-то общаться. Западные рецепты лечения душевной боли у психотерапевта русскому человеку в большинстве своем не подходят. Да и, честно признаюсь как врач, многие традиционные врачебные подходы к лечению душевной боли сводятся к назначению тех или иных лекарственных средств и простому словесному утешению.
Традиционные русские подходы к лечению душевной боли в беседах с друзьями /подругами (если на то есть силы) или прием "зелен вина" только усугубляют тяжесть душевной боли. Лучшее, что может сделать православный человек в состоянии когда болит душа – это пойти исповедоваться и причаститься.
Исповедь это благодатный разряд души и известны случаи, когда одна исповедь бесследно излечивала не только душевную боль, но и застарелые и тяжелые душевные болезни.
Священники считают, что депрессия - это плачь души о ее неблагополучии, о бедственном ее положении. Большие или малые грехи «вопиют», а нераскаянность мучит душу.
В самом деле, ощущение греха – это осознание расхождения между чистым святым духом, присутствующем в душе каждого человека и своим поведением, желаниям или мыслями, возможно, находящимися под властью «бесов». Осознание этого конфликта рождает еще один грех – уныние. «Бес» уныния очень могущественен и может лишить человека последних сил, подталкивая его к самому худшему.
Казалось бы, самое простое в этой ситуации – пойти в храм к батюшке и рассказать ему как на духу все, что гнетет вас, что заставляет душу болеть. Батюшка примет вашу исповедь, помолится о прощении ваших грехов, вы причаститесь Святых Христовых Тайн и все пойдет на лад.
Однако, не будем лукавить, мало кто из людей, считающих себя православными, ходит в храм на исповедь. В большинстве случаев «православный ритуал» сводится к редкому походу в церковь, где ставятся несколько свечей, пишутся записки и подается «денежка на храм». Православный долг исполнен и можно расслабиться до следующего случайного захода в церковь. Даже в таком, здоровом состоянии души, люди редко обращаются к исповеди и причастию. Приход к исповеди сопряжен со множеством страхов: «А если я неправильно готовился?», «А вдруг мои грехи непростительны?», «А если священник меня заругает?», «Да найдется ли время у священника?», «Я буду исповедоваться, а все в храме будут на меня смотреть?, «Да и где священника искать в храме – там только старушки, которые на всех шикают?».
Если эти вопросы создают серьезные преграды на пути к исповеди у здорового и сильного человека, то что говорить о человеке в упадке сил, когда болит душа?
Что же делать? Одному с душевной болью почти не справится. Безусловно - время лечит душевные раны... Но только как пережить это самое время душевной боли? Потом, когда боль в душе поутихнет - да, наверно, найдутся душевные силы и на поход к врачу, который назначит нужные лекарства и, возможно, посоветуют и батюшку, который с любовью и пониманием выслушает все беды и горести и расскажет, как жить дальше, как врачевать душевную боль.
Я попробую расписать 10 шагов, с которых, как мне кажется, можно начать врачевать боль в душе. В
свое время некоторые из этих шагов помогли и мне. Мое личное мнение может не совпадать с мнением православных священнослужителей - пожалуйста, проконсультируйтесь со своим духовником, если вам кажется, что предложенный путь вам не подходит.
Наденьте на шею крест, если вы не носите его обычно.
Попробуйте перестать анализировать свое состояние и снова и снова возвращаться в мыслях к травмирующим событиям.
Примите ваши страдания как данность. Смиритесь с ними. Остановите рассуждения на темы: «За что мне это?», «Почему именно мне?».
Подумайте о другом: «Для чего Господь послал мне эти страдания?»
Если вы слышите, что кто-то пытается вступить в ваших мыслях в разговор с вами – не отвечайте.
Произнесите: «Отойди от меня дух нечистый, не желаю тебя слушать, только Господу моему Иисусу Христу верую, поклоняюсь, и Ему одному служу».
Дайте мыслям простую и полезную пищу - молитвы: используйте простое и краткое правило Св. Игнатия Брянчанинова:
«Слава Богу за все! Господи! Предаюсь Твоей Святой воле! Буди со мною воля Твоя! Господи! Благодарю Тебя за все, что Тебе благоугодно послать на меня. Достойное по делам моим приемлю; помяни мя, Господи, во Царствии Твоем!»
Проникнитесь эти мыслями. Как можно чаще читайте про себя Иисусову молитву:
«Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного».
Если вам ближе обращение к Богородице читайте:
«Пресвятая Богородица помилуй мя».
Вы заметите, как с каждым днем молитвы дают вам все больше и больше сил, как отступают от вас силы зла.
Утром, встав с постели прочитав эти простые молитвы, повертитесь лицом на запад (там, где обычно заходит солнце) и произнесите:
«Отрекаюсь от тебя, сатана, и всех дел твоих, и всех ангелов твоих, и всего служения твоего, и всей гордыни твоей».
После дуньте в те в ту же сторону. Эти же слова нужно произносить и вечером после молитвы. ,,Да воскреснет Бог"
Перед тем как лечь на постель, читая молитву:
,,Да воскреснет Бог, и расточатся враги Его, и да бежит от лица Его. Как исчезает дым, да исчезнут; как тает воск от лица огня, так да погибнут бесы от лица любящих Бога и знаменующихся крестным знамением, и в веселии глаголящих: радуйся, Пречестный и Животворящий Крест Господен, прогоняй бесов силою на Тебе припятого Господа нашего Иисуса Христа, во ад сошедшего и поправшего силу дьявола, и даровавшего нам Себя, Крест Свой Честный на прогнание всякого супостата. О Пречестный и животворящий Крест Господен! Помоги мне со Святой Госпожой Девой Богородицей и со всеми святыми вовеки. Аминь."
После прочтения молитвы , перекрестите рукой все четыре стороны света, и свою постель.
Попросите принести вам святой воды из храма или святого источника. Окропите святой водой свой дом, свою постель, себя и пейте святую воду с молитвой:
,,Господи Боже мой, да будет дар твой святый и святая Твоя вода во оставление грехов моих, во просвещение ума моего, во укрепление душевных и телесных сил моих, во здравие души и тела моего, в покорение страстей и немощей моих, по беспредельному милосердию Твоему молитвами Пречистыя Твоея Матери и всех Святых Твоих. Аминь."
Когда вы почувствуете в себе достаточно сил, чтобы выходить на улицу, попросите кого-нибудь из близких отвести вас на святой источник с купелью. В сопровождении близкого человека, которому вы доверяете, постарайтесь совершить троекратное омовение в водах святого источника. Воды святого источника обладают большой целительной силой и способны отгонять самых сильных бесов.
Если в вашей местности нет святых источников, с помощью сопровождающего перейдите троекратно вброд реку или ручей, стараясь окунуться с головой. Если в вашей местности нет реки, поливайте святую воду из храма себе на макушку. Считается, что бесы «сидят» именно там.
Когда, после омовения вы наберете больше сил, посетите храм для таинства Елеосвящения, или Елеопомазанием или Соборования. Через это Таинство верующим подается исцеляющая сила Божия, значительно ослабляющая также и действие бесов. Также человеку прощаются забытые и неосознаваемые грехи.
Таинство заключается в семикратном помазание освященным елеем частей тела (чела, ноздрей, щек, уст, груди и рук), которое предваряется чтением Апостола, Евангелия, краткой ектеньей и молитвой об исцелении человека и прощении его грехов. При помазании священник молится, возлагает на голову человека Евангелие письменами вниз и произносит разрешительную молитву от грехов. Душе становится легче. Боль отступает.
Переходим к исповеди и причастию. Лучше всего исповедоваться в каком-либо монастыре, находящемся вдалеке от туристических маршрутов. Нужно заранее выяснить, кто из священноиноков более опытен в этом деле, ведь очень многое зависит от личности духовника.
Если нет духовно рассудительных священников поблизости, придется узнавать у верующих, где они есть, и ехать туда. Ваше будущее зависит от качества этой исповеди! Она не должна быть общей, а только индивидуальной. Если поблизости нет монастырей, узнайте о тихих сельских приходах, где нет туристов, где мало людей, и у священника найдется время заняться вами.
О дальнейших шагах вам расскажут священник и врач.
Молитва своему Ангелу Хранителю:
,,Святый Ангеле Господень, Хранителю мой, спаси и сохрани душу мою от сетей вражиих."
Свежие комментарии