На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

САМАЙН - ПРАЗДНИК 1 НОЯБРЯ.

Самайн - праздник 1 ноября

Поздней осенью, когда облетают с деревьев листья, а дни становятся короче, начинает ощущаться ледяное дыхание зимы. Самое время вспомнить о загадочном зимнем кельтском празднике Самайн, который начинали праздновать за три дня до 1 ноября. А праздничный пир продолжался целую неделю.

Праздник Самайн знаменует встречу мира живых с миром мертвых, он открывает все, что скрыто, отменяет само время.

В переводе со староирландского Самайн - «конец лета». Самайн символизирует смерть увядающей природы и начало темной половины года, соединяет мир людей и мир духов. На целую неделю годовой круг останавливает свой ход, и наступает время подводить итоги. Согласно поверьям, в дни Самайна открывались врата между мирами живых и мертвых и потусторонние силы свободно гуляли по земле. Из холмов выходили на белый свет волшебные существа сиды, они дарили людям магические предметы и брали в жены самых красивых девушек. Этот загадочный народ никогда не вмешивался в человеческую жизнь, хотя обладал даром предвидения и мог бы помочь людям своими предсказаниями или уберечь их от зла. Легенды утверждают, что сиды были прекрасны и превосходили людей своей мудростью.

Обряды, ритуалы и традиции Самайна:

Однако не только сиды проникали во время Самайна в мир людей. Множество злых сил, голодных духов скиталось под холодным ноябрьским небом, и уберечь от них могли только крайняя осторожность и специальные ритуалы. Не защитившись, любой человек рисковал оказаться в руках потусторонних сил.

Главным ритуалом защиты были жертвоприношения, они могли умилостивить силы иного мира и спасти людей от враждебных им существ. Богам жертвовали скот, в прибрежных областях - рыбу. В ходу также были кровавые жертвы, когда животным перерезали горло перед алтарями языческих божеств. После жертвоприношения детям кельтов мазали кровью лбы - это были отголоски обычаев еще более древних времен, когда в жертву богам приносили людей.

Кроме злых и добрых божеств, во время праздника Самайна в мир могли вернуться души умерших. Живые должны были воздать им почести, выказать уважение - люди вспоминали о тех, кого любили, примирялись с теми, с кем раньше враждовали. Кельты слышали голоса умерших, ощущали их присутствие и не боялись, поскольку знали, что те хотят поделиться сними сакральным знанием либо просто побыть рядом. Во время праздника люди имели возможность не только вспомнить ушедших, но и разобраться в собственной душе, понять, что в жизни стало лишним, ненужным, что пора отпустить навсегда, с чем можно расстаться без сожалений, потому что пришел срок.

Самайн - магическое время, но хозяйственные заботы никто не отменял и на время праздника. Недаром слово «samhain» происходит от санскритского «samana» - «собрание», «сход». В праздничные дни короли, вожди и народ кельтов собирались вместе для пиров, гуляний и разрешения споров с помощью поединков. В Самайн наступал срок уплаты податей, и каждый человек племени должен был явиться на торжество с данью и подарками вождям.

Поздней осенью наступало также окончание сезона пастбищ, в это время овец и рогатый скот возвращали к человеческим жилищам. Часть скота оставляли для племени, часть отправляли на убой, для запасов на зимнее время и, конечно, для пиров в дни Самайна. Но ни освещать пиры, ни готовить еду никто не мог с помощью старого, умирающего огня. Все светильники и костры гасили, и затем в очагах королей друиды разжигали новый, чистый огонь. Новый огонь добывали трением, а знаком особого благоволения богов считалось, если пламя зажигала попавшая в ритуальный костер молния. После зажжения чистого огня наступало время пиров.

Пища Самайна - сытная, зимняя. Это не просто еда, она призвана защитить пирующих от зла, дать им силы пережить грядущие холода. На столы кельтов во время праздника подавали свежевыпеченные хлеба, много вареного и жареного мяса, обязательно каши, молоко, сыры, яблоки, орехи. Из напитков в Галлии преобладало вино, в прочих кельтских странах пиво и mid - напиток из забродившего меда. Развлекали собравшихся на пир барды - кельтские сказители. Остатки трапезы не выбрасывали, они могли еще пригодиться для магических ритуалов. Хлебные корки, например, пастухи разбрасывали по полям, чтобы оградить скот от хищников.

Гадания на Самайн.

В Самайн кельты пытались с помощью духов, пришедших в мир людей, угадать, что их ждет. Это была опасная игра - духи могли и правда открыть будущее, но могли злобно подшутить над человеком: заставить его поверить в иллюзию как в действительное событие, или дать на вопрос нежелательный, пугающий ответ. Вот лишь несколько самых известных гаданий Самайна.

  • С помощью яблок гадали на суженых. Плод разрезали на девять частей, восемь съедали, а девятую бросали через плечо. Если затем быстро оглянуться, можно было увидеть того, кто предназначен судьбой в супруги.
  • По брошенной в костер паре каштанов гадали о согласии в семье: следили, раскатятся ли они в стороны или сгорят, лежа рядом, бок-о-бок. Считалось, что в дни праздника можно узнать и о количестве будущих детей, капая в блюдце с водой яичный белок и глядя на рисунок, появляющийся на воде.
  • В хлеб или овсяную лепешку запекали кольца, монеты и пуговицы и смотрели, кому что попадется в его порции. Считалось, что получивший кольцо в наступающем году женится или выйдет замуж, нашедший монетку - разбогатеет, а тот, кому попалась пуговица, проживет год без изменений.

Особое поверье есть у ирландцев: в Самайн нельзя оглядываться, услышав за спиной шаги, потому что это идет смерть, и если встретишься с ней взглядом, вскоре умрешь.

Как Самайн превратился в День Всех Святых:

Христианство, пришедшее в земли кельтов, с язычеством и магией, разумеется, не уживалось. Но, обычаи старины полностью искоренить оказалось невозможно. Оставалось приспособить языческие праздники к нуждам новой религии, что и произошло со временем. Мало-помалу Самайн стал Днем Всех Святых, а отголоском почитания духов остался канун праздника, всем известный как Хеллоуин. Его ежегодно отмечают в ночь на 1 ноября.

Под влиянием христианской религии Самайн превратился в день поминовения мертвых, когда ушедшие возвращаются в наш мир. Для христианских же священников сиды и другие волшебные существа превратились в злых духов, вредящих живым. Умершим перестали оказывать почет и желать встречи с ними, в канун Дня Всех Святых люди старались не покидать домов, чтобы случайно не встретиться с призраками, свободно разгуливающими по земле. Более того, в это время Церковь требовала от верующих полного воздержания и смирения, чтобы молитвы и благочестие могли защитить их от вечного зла.

Однако полностью уничтожить обряды Самайна не удалось. Остались традиционные прыжки через костер для очищения от зла. Вместо черепов поверженных врагов на заборах вывешивали мешки, набитые соломой, с нарисованными на них черепами, а на окнах устанавливали выдолбленные тыквы со свечами внутри. Дети, как и во время Самайна, ходили по дворам, пели обрядовые песни и выпрашивали подаяния. Те, кто подавал щедро, могли рассчитывать на счастливый и богатый год, а прижимистым хозяевам грозила утрата имущества.

Хоть и не в прежнем своем виде, Самайн отмечается и в наши дни. Удивительнее всего то, что его продолжают праздновать не только в таких традиционно «кельтских» странах, как Ирландия и Шотландия, но и в весьма, казалось бы, далекой от кельтов России. Новый Самайн напоминает праздник кельтского искусства, танца, музыки и театра. По настроению он гораздо ближе к Дню святого Патрика и выглядит совсем не таким таинственным, как в древние времена. Международный фестиваль «Самайн» ежегодно проходит в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде и других российских городах и пользуется большой популярностью у знатоков и любителей кельтской культуры.

Что делать на Самайн:

Отмечать Самайн необходимо даже тем, кто предпочитает более популярный Хэллоуин. Колесо Года вращается. Мир обновляется. И если человек стремится к успеху, ему нужно пребывать в этом глобальном потоке.

Правильно соприкоснуться с энергиями праздника помогут символы Самайна:

  • оранжевые, красные, желтые свечи;
  • ленты «огненных» цветов;
  • тыквы и светильники всех мастей (в том числе из репы/брюквы);
  • букеты из осенних цветов и листьев;
  • вазы с яблоками, зерном, фундуком.

Следует украсить дом и двор. Не обязательно перегружать пространство атрибутикой, но зажженная на столе свеча поможет настроиться на нужный лад.

Традиции Самайна также предполагают, что человек:

  1. Нарядится в непривычную одежду. Это нужно для защиты от темных сил. Необычная одежда позволит «затеряться в толпе» и не стать добычей негативно настроенных духов. Они попросту примут ряженого за своего! Главное – выбрать костюм поинтересней, хотя сгодится и рубашка навыворот.
  2. Поставит светильник на подоконнике или пороге. Такой маячок покажет, что здесь рады приветить странника. Это очень важный обычай Самайна: заблудившегося в колдовской ночи спасает лишь людская доброта.
  3. Накроет стол для гостей. А гости будут! В ночь на 1 ноября души усопших родственников проведывают потомков. Для них ставят дополнительную тарелку, которую наполняют небольшим количеством угощений. Утром эту пищу относят на перекресток или на кладбище.

На Самайн обычно готовят:

  • сытные лепешки;
  • овсяный хлеб и печенье;
  • мясо и рыбу всех видов (не скупясь на приправы и специи);
  • блюда из молокопродуктов;
  • фруктовые и овощные салаты.

На Самайн не экономят, хотя и не проявляют непомерную щедрость (как это было допустимо на Ламмас или Мабон). Время за столом проводят сугубо символично. Основной упор делают на колдовство.

Денежный ритуал Самайна:

Ставят перед собой глубокую тарелку. Зажигают черную свечу. Глядя на пламя, крошат в тарелку хлеб. Приговаривают при этом:

«Горит свечка не на погосте,
А пылает огонек на помосте,
Возвещает он свершение ночи,
В вышине над коей ворон хохочет!
Среди звезд он небо на клочки терзает
Да меня достатком благословляет:
Деньгою, монетою, полным сундуком!
Самайн идет, а я всё кричу о том,
Что стану богаче да сытее,
Ибо о том королева жизни радеет,
Что обрету процветание да ключ,
Отпирающий замок да не боящийся туч!»

Раскрошенный хлеб встряхивают в тарелке. Произносят:

«Как крошки ударяются друг о друга,
Как коню угодна подпруга,
Как темнее ночи не сыскать,
Так и мне богатство принять!»

Тонкой струйкой вливают в тарелку немного молока. Представляют, будто таким образом изливается само изобилие. Дожигают свечу.

В течение суток после обряда молоко с хлебом выплескивают на перекресток. Домой возвращаются без оглядки. Посудину ополаскивают подсоленной водой. Живут обычной жизнью: деньги придут в нужный момент.

Заговор на Самайн, чтобы встретить свою любовь.

31 октября, когда стемнеет, выходят на порог дома (или открывают окно и выглядывают на улицу). Стараются ни о чем не думать и просто читают:

«Благословенный Самайн! Дивен твой дар, Сотворен он в минувшем, свершился он встарь, Народился рубином – да в сердце людском, Открыла очи любовь, взмахнула птичьим хвостом, А взор её горел гранатовой кровью, Не повела она ни мыслью, ни бровью, А обняла того, кто её кличет в ночи! Самайн-Самайн! Ты любовь приручи! Дабы коснулась меня жаром-поцелуем. Ради того, о Самайн, мы с тобою колдуем!»

Закрывают глаза и размышляют о той любви, которая скоро случится. Когда будут готовы, возвращаются к обычной жизни.

Призыв удачи на Самайн.

Берут небольшой кусочек любой пищи, приготовленной к празднику. Откусывают раз и говорят:

«Для удачи задел,
Чтоб Самайн ей напел,
Где мой дом, где мой рот,
Где судьба моя везенье ждет!»

Откусывают второй раз. Произносят:

«Вот удача – да не на один зубок,
Даст Самайн мне верный зарок:
Хранить, оберегать, лелеять.
Везенью за мной неусыпно бегать!»

Доедают взятую пищу. Читают:

«Удача – на моем языке,
А Самайн прочь уйдет налегке,
Везенье со мною останется,
Когда ночь колдовства с ключом расстанется!»

Трижды стучат по любой деревянной поверхности с оговором:

«Ключ висит на моей шее, а замок закрыт меж зубов.
Удача свершится. Отомкнут засов!»

Практику призыва удачи можно выполнить незаметно даже во время ужина с семьей. Заговоры допустимо произносить шепотом или мысленно. Главное – уверенность в себе.

Очищение от негатива на Самайн (ритуал обновления).

Помещают перед собой два стакана. Один наполняют красным вином, другой оставляют пустым. Переливают жидкость из стакана в стакан, приговаривая:

«Истекают реками на Самайн
Думы черные да всякий изъян,
Порчи, проклятия, наветы,
Клятвы темные да во лжи обеты,
Нелюбовь, обманы, тоска,
Ложь, что гневлива была да легка,
Помраченья, туманы да среди морока тени,
Все то, что ставит судьбу на колени,
Все то, что жрет, выжирает, гнетет.
Лихо страшное на Самайн сойдет,
А жизнь моя откроет чистые глаза.
Пусть гремит во славу ночи слеза!
Пусть льется вино из всех уст,
Пусть хребтов под ногами стелется хруст,
Пусть стану пушинкой малою,
А утром проснусь душой величавою!»

Вино выплескивают на землю в направлении от себя. Стаканы разбивают и аккуратно утилизируют.

Защита Самайна (обряд с призывом предков).

Зажигают восковую свечу. Слева от неё кладут кусочек хлеба, справа ставят рюмку крепкого алкоголя. Сосредотачиваются и произносят:

«Род мой не спит, а средь теней живет,
Водит вокруг меня хоровод,
Пляшет со мною да танцует во тьме,
А ныне же, предки, спешите ко мне!
Откликнитесь, предки, во имя Самайна,
Покиньте предел безвременья тумана,
Явитесь на зов, прилетите, примчите,
С благословеньями меня окружите!»

Немного алкоголя вылейте на кусочек хлеба. Скажите:

«Плетитесь, предки, по стежке кривой,
Паутину сплетите, чтоб надо мной
Полог возвысился ладный да крепкий,
Даруйте мне оберег лепкий,
Незримый да невесомый,
А всё ж чтоб хранил от дома до дома,
От человека до человека,
Чтоб в целости переплыть мне реку,
Чтоб в сохранности пройти любой путь.
Род родной! Защитой мне будь».

Сжигают волосинку с головы в пламени свечи. Наблюдают за огнем, пока он не погаснет. Хлеб крошат в алкоголь. Жидкость выливают под любое живое дерево. Там же оставляют и остатки свечи.

Загадать желание на Самайн:

Пишут желание на бумажке. Листок помещают в огнеупорную посудину и поджигают. На пламя произносят:

«Самайна пламя сжигает и воду, и землю,
А я огненный зов слышу. Ему внемлю!
Отпираю ключом колодец из пепла,
Чтоб старуха пришла, что сто лет как ослепла,
Чтоб колдовство сотворила от пятки до макушки,
Чтоб выросла она до самой верхушки
Самых высоких сосен да елей.
Свершится задуманное – по моей вере!»

Пепел развеивают на перекрестке. Домой идут без оглядки. Ни об одном обряде не рассказывают никому и никогда.

Обязательно запоминают сны, приснившиеся на Самайн: через них могут приходить подсказки. Любая информация, полученная в канун ноября, важна. Необходимо слушать и слышать, смотреть и видеть – и праздник принесет много волшебных сюрпризов.

Картина дня

наверх