На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Привычка как способ доказать свою правоту...

Привычки людей - что мы о них знаем? Откуда берутся человеческие привычки? И почему так сильно укореняются и владеют нами - порой настолько сильно, что действительно становятся второй натурой? Попробуем зафиксировать момент зарождения привычки, чтобы понять, почему именно она возникла...

Человек стремиться быть правым. Это абсолютно естественно. Это хорошее состояние, когда ты делаешь что-то, понимая, что ты движешься в правильном направлении. Ты прав. А теперь представьте, что что-то пошло не так – не рассчитал, опоздал, где-то задержался, отвлёкся. Но это было твое решение, возможно, это было важно и нужно. Для тебя. Или не нужно – и ты четко отдаешь себе в этом отчет – не надо было этого делать. Но все ок, настроение от этого не портится. Но вот ты забегаешь на работу. И видишь неодобрительные взгляды. И шеф вызывает к себе. Он не выслушивает объяснений, ему все равно. Он просто отчитывает: «Ты вечно опаздываешь!» (хотя это случилось лишь 2-й раз). «Ты не концентрируешься на работе! Вечно отвлекаешься! Тебе что, плевать на команду? Знакомо? Или учитель в школе:«Ты неисправим!»

А ведь у тебя была причина, своя, правильная для тебя. А некоторые – особенно авторитарные люди, которые стремятся господствовать, могут обесценить. И сделать тебя неправым. Это неприятно и противно. «Опустили» — есть такое ёмкое и очень подходящее слово. Сделали тебя «меньше», принизили. Твое решение, твои действия. Тебя.

Какое желание это сразу вызывает? Побежать и сделать, что они говорят? Сейчас! Нет – хочется продолжать свое! Подтвердить, что ты прав! И что же произойдет? Ребенок, опоздавший в школу, потому что у него... (своя важная причина). Может, говорил по телефону с бабушкой, которую давно не слышал. Но никто его не выслушал – а сразу накричали. Это несправедливо, правда?

И тут срабатывает механизм – остаться правым. Доказать. И как это сделать? Повторить! «А я так всегда делаю!» Так и появляется привычка опаздывать. И мы вырастаем, и уже не хотим опаздывать (на концерт любимой группы, на свадьбу) – но механизм запущен… И удивляемся – ну почему каждый раз? И муж возмущается: «Можно хоть раз выйти вовремя?»

И подобная проблема ведь не только опозданий может касаться. О чем еще вы можете сказать: «Ну почему все время так? Почему не как у людей? Почему я не контролирую это?»

Привычка и механизмы её выключения. Этот механизм можно выключить. Философ, автор бестселлера «Дианетика» Л. Рон Хаббард описал, как можно  избавиться от ненужной привычки в своих работах  (глава «Вы можете быть правы»).

И вы действительно можете! Быть правым, счастливым и контролировать свою жизнь! 

Ну а как не допустить такого с ребенком, как случайно не вызвать включение механизма привычки? Реальный случай: ребенок шел, балуясь, шаркал пятками по асфальту, разворачивал стопу — просто дурачился. Бабушка накричала на него. И потом добавила еще много текста: как нельзя поступать, как портиться обувь, как некрасиво, как он ее позорит и т. д. В итоге ребенок стал делать так всегда. Походка была неправильная. Иными словами, возникла привычка ступать именно так - неправильно. И это не проходило. Пока мама, использовав правильные данные, смогла исправить ситуацию – теперь он ходит абсолютно нормально!

Привычки у ребенка: как вести себя родителям:

Какой практический совет здесь можно дать?

Рассмотрим конкретный пример. Ребенок приходит из школы и не переодевается в домашнюю одежду. Так и ходит, кушает и играет, лазит по полу, из-под дивана игрушки достает и т. д. в школьной форме. Бывает скажешь раз: «Переоденься» - два… три. Потом уже кричишь: «Сколько раз говорить?!» И тут спонтанно добавляется много-много текста - то, что принято называть «читать морали». А у него свои игры, свои мысли… он же не то чтобы против переодеться – просто не уделяет этому внимания.

И что делать? Не обращать внимания? Не учить, не воспитывать? Нет – дети не сорняки, надо им показывать, как жить. Но совсем неприятно, даже самому родителю, кричать, портить ему и себе настроение. Да, настроение восстановится (хотя неприятный осадок останется), но здесь есть другая опасность — оказывается, механизм привычки можно включить таким образом.

Самый лучший вариант нейтрализовать ненужную привычку и при этом сохранить хорошие отношения, остаться хорошей доброй мамой (или папой) и одновременно другом  — просто наблюдать очевидное… Указать ребенку на то, что ты видишь. На факт. Без обесценивания, без критики. Без «моралей».

"Я вижу, ты еще не переоделся", – совершенно спокойно. Он ведь хороший ребенок, на самом деле он совсем не хочет никого расстраивать. И он согласится. Или спросит – зачем? И можно спокойно объяснить.

Совсем не факт, что он это сразу сделает – это же дети, они могут отвлекаться. Тогда нужно повторить. Но так, как будто в первый раз – спокойно. «Я вижу, ты еще не переоделся».Без эмоций и добавлений: «Сколько раз можно повторять!»

И еще. И еще. Он в итоге это сделает.

«Я вижу, ты не заправил кровать», «Я вижу, ты еще не приступил к урокам...»

И т.д. Это не обесценивает, не принижает, не делает неправым, не расстраивает. И это работает – проверено! Привычки не высечены в камне. Нет необходимости срастаться с ними на всю жизнь. 

Попробуйте поработать с ними и вы! И не только в случае с детьми, но и друзьями, с мужем, с женой.

Желаю вам отличных взаимоотношений!

Картина дня

наверх