В предлагаемой статье освещены некоторые актуальные вопросы горевания: описаны фазы горя и их психологические особенности; нормальные реакции горя, а также их изменения при патологическом горевании. Кроме того, затронуты вопросы помощи, которую могут оказать близкие люди горюющему, чтобы поддержать его, не дать чувствовать себя одиноким и помочь ему вновь обрести чувство равновесия и полноты жизни.
Материал предназначен для информационной помощи как родным и близким горюющего, которые зачастую испытывают трудности в общении с человеком переживающим горе, а также самим горюющим, которым поможет «узнать» свои переживания в описываемых фазах и реакциях горя, провести самоанализ, а значит и самопомощь.
Утрата близкого – тяжелое событие, затрагивающее все стороны жизни, все уровни телесного, душевного и социального существования человека.
Горе уникально, оно зависит от единственных в своем роде отношений с усопшим, от всей неповторимой картины взаимных планов и надежд, обид и радостей, дел и воспоминаний. Горе зависит от конкретных обстоятельств как жизни так и смерти.
Следует помнить, что горе - процесс функциональной необходимости, но не слабости. Это способ, посредством которого человек восстанавливается после ощутимой потери, вновь обретая чувство равновесия и полноты жизни.
Но каким же образом человеку, опустошенному утратой, удастся возродиться и наполнить свой мир смыслом? Как он, уверенный, что навсегда лишился радости и желания жить, сможет восстановить душевное равновесие, ощутить краски и вкус жизни? Как страдание переплавляется в мудрость? Все это – не риторические фигуры восхищения силой человеческого духа, а насущные вопросы нашей жизни. Чтобы найти ответы необходимо более подробно разобраться с особенностями горя, как состояния.
Горе имеет фазовый характер. Предложенные ниже фазы справедливо считаются общими, однако, необходимо понять, что все люди разные и сам процесс горевания изменчив. Поэтому необязательно, что человек начинает именно с первой фазы и будет переживать все по очереди вплоть до конца. К примеру, нередко горюющие отмечают, что после недели - двух наметившегося «прогресса» они возвращаются назад. Здесь важно помнить, что горе несет в себе лишь иллюзию, эмоциональную иллюзию регрессии, хотя, в действительности, всегда происходит движение вперед. В худшем случае, это движение просто замирает. Одно то, что процесс переживания утраты не ослабевает и не прерывается - это уже прогресс.
Итак, разберем фазы горя.
Начальная фаза – это шок и оцепенение. «Не может быть!» – такова первая реакция на весть о смерти. Характерное состояние может длиться от нескольких секунд до нескольких недель, в среднем к 7-9-у дню сменяясь постепенно другой картиной. Оцепенение – наиболее заметная особенность этого состояния.
А. Цветаева, человек блестящей памяти, не могла восстановить картину похорон матери: «Я не помню, как несут, опускают гроб. Как бросают комья земли, засыпают могилу, как служит панихиду священник. Что-то вытравило это все из памяти… Усталость и дремота души. После маминых похорон в памяти – провал» (Цветаева Л. Воспоминания. М., 1971. С. 248).
Обычно комплекс шоковых реакций истолковывается как защитная реакция отрицания факта или значения смерти, предохраняющая горюющего от столкновения с утратой сразу во всем объеме.
Но будь это объяснение верным, тогда сознание, стремясь отвлечься, отвернуться от случившегося, было занято текущими внешними событиями, которые не могут напрямую напоминать о потере.
Однако наблюдается прямо противоположная картина: человек психологически отсутствует в настоящем, оно как бы проходит мимо него, в то время как он сам пребывает где-то в другом пространстве и времени. Мы имеем дело не с отрицанием факта, что «его (умершего) нет здесь», а с отрицанием факта, что «я (горюющий) здесь».
Шок оставляет человека в ситуации «до», где умерший был еще жив, был рядом. В итоге, психологическое, субъективное чувство реальности, чувство «здесь-и-теперь» застревает в прошлом.
Первым сильным чувством, прорывающим пелену оцепенения и обманчивого равнодушия, нередко оказывается злость. Она неожиданна, непонятна для самого человека, горюющий при этом боится, что не сможет ее сдержать.
Злость горюющего – это специфическая эмоциональная реакция на объективные факторы, мешающие человеку оставаться в состоянии иллюзорной соединенности с усопшим. Также у горюющего нередко вспыхивает гнев на весь мир, на людей, которые могут смеяться, на праздники, которые не отменили, на то, что он одинок в своем горе. Может появляться злость на себя, что не заметил вовремя предупреждающие знаки, симптомы, злость на умершего из-за того, что не берег себя.
Следующий шаг на этом пути – фаза поиска – отличается нереалистическим стремлением вернуть утраченного и отрицанием не столько факта смерти, сколько постоянства утраты. В среднем пик фазы поиска приходится на 5-12-й день после известия о смерти.
В это время человеку бывает трудно удержать свое внимание во внешнем мире, реальность как бы покрыта вуалью, сквозь которую сплошь и рядом пробиваются ощущения присутствия умершего: звонок в дверь – мелькнет мысль: это он; его голос – оборачиваешься – чужие лица; вдруг на улице: это же он входит в телефонную будку. Такие видения, вплетающиеся в контекст внешних впечатлений, вполне обычны и естественны, но пугают, принимаясь за признаки надвигающегося безумия.
Затем наступает третья фаза – острого горя, длящаяся до 6-7 недель с момента трагического события. Иначе ее именуют периодом отчаяния, страдания и дезорганизации, периодом реактивной депрессии.
Это период наибольших страданий, острой душевной боли. Появляется множество тяжелых, иногда странных и пугающих чувств и мыслей. Человека наполняют ощущения пустоты и бессмысленности, отчаяние, чувство брошенности, одиночества, злость, вина, страх и тревога, беспомощность. Типичны необыкновенная поглощенность образом умершего (по свидетельству одного пациента, он вспоминал о погибшем сыне до 800 раз в день) и идеализация усопшего – подчеркивание необычайных достоинств, избегание воспоминаний о плохих чертах и поступках. Горе накладывает отпечаток и на отношения с окружающими. Здесь может наблюдаться утрата теплоты, раздражительность, желание уединиться.
Но на фазе острого горя, начинается отделение, отрыв от образа любимого, готовится хоть и зыбкая, но опора «здесь-и-теперь», которая позволит затем осознать и принять факт: «тебя здесь нет, ты там…». Боль острого горя – боль рождения нового: двух новых «я» и новой связи между ними, двух новых времен, даже – миров, и согласования между ними.
Бывшее раздвоенным бытие соединяется здесь памятью, восстанавливается связь времен, и исчезает боль.
Четвертая фаза горя называется фазой «остаточных толчков и реорганизации». На этой фазе жизнь входит в свою колею, восстанавливаются сон, аппетит, профессиональная деятельность, умерший перестает быть главным средоточением жизни. Четвертая фаза, как правило, длится в течение года: за это время происходят практически все обычные жизненные события и в дальнейшем начинают повторяться. Годовщина смерти является последней датой в этом ряду. Может быть, не случайно поэтому большинство культур и религий отводят на траур один год.
За этот период утрата постепенно входит в жизнь. Человеку приходится решать множество новых задач, связанных с материальными и социальными изменениями, и эти практические задачи переплетаются с самим переживанием. Он очень часто сверяет свои поступки с нравственными нормами умершего, с его ожиданиями, с тем, «что бы он сказал». Постепенно появляется все больше воспоминаний, освобожденных от боли, чувства вины, обиды, оставленности. Некоторые из этих воспоминаний становятся особенно ценными, дорогими, они сплетаются порой в целые рассказы, которыми обмениваются с близкими, друзьями.
Описываемое нормальное переживание горя приблизительно через год вступает в свою последнюю фазу – «завершения». Здесь горюющему приходится порой преодолевать некоторые культурные барьеры, затрудняющие акт завершения (например, представление о том, что длительность скорби является мерой нашей любви к умершему).
Итак, горе - нормальное ответное чувство на потерю близкого человека. Но из характеристик фаз горя можно сделать заключение, что это состояние может порождать реакции, вызывающие опасения. Да, не все из этих проявлений разумны, но все они доступны пониманию и не указывают на «безумие».
Какова же симптомалогия НОРМАЛЬНОГО ГОРЯ?
Общим для всех являются периодические приступы физического страдания, длящиеся от двадцати минут до одного часа, спазмы в горле, припадки удушья с учащенным дыханием, постоянная потребность вздохнуть, чувство пустоты в животе, потеря мышечной силы и интенсивное субъективное страдание, описываемое как напряжение и душевная боль.
Наиболее выраженные черты:
• постоянные вздохи; это нарушение дыхания особенно заметно, когда больной говорит о своем горе;
• общие для всех больных жалобы на потерю силы и истощение: «почти невозможно подняться по лестнице», «все, что поднимаю, кажется таким тяжелым», «от малейших усилий я чувствую полное изнеможение»;
• отсутствие аппетита.
Нередко, горюющие замечают, что очередной приступ наступает раньше обычного, если их кто-нибудь навещает, если им напоминают об умершем или выражают сочувствие. В итоге появляется стремление любой ценой избавиться от синдрома, поэтому они отказываются от контактов, стараются избежать любых напоминаний об умершем.
Могут наблюдаться некоторые изменения сознания. Общим является легкое чувство нереальности, ощущения увеличения эмоциональной дистанции, отделяющей горюющего от других людей (иногда они выглядят призрачно или кажутся маленькими), и сильная поглощенность образом умершего.
Э. Линдеманн описывает такой случай:
Одному пациенту казалось, что он видит свою погибшую дочь, которая зовет его из телефонной будки. Он был так захвачен этой сценой, что перестал замечать окружающее, особенно же на него подействовала та ясность и отчетливость, с которой он услышал свое имя. Некоторых пациентов очень тревожат подобные проявления горя: им кажется, что они начинают сходить с ума.
Многих горюющих охватывает чувство вины, особо усиливающееся при мысли о шероховатостях имевших место во взаимоотношениях. Человек, которого постигла утрата, пытается отыскать в событиях, предшествовавших смерти, доказательства того, что он не сделал для умершего всего, что мог. Он обвиняет себя в невнимательности и преувеличивает значение своих малейших оплошностей.
Кроме того, у человека, потерявшего близкого, часто наблюдается утрата теплоты в отношениях с другими людьми. Может появиться раздражение не только в адрес медицинского персонала, вызванное их неспособностью сделать все необходимое для спасения близкого человека, но и на близких, которые, как кажется горюющему, не понимают его, и ждут, когда он «наладит свою жизнь». Как результат, горюющий разговаривает с близкими с раздражением и злостью. О злости мы уже писали выше, но хочется отметить, что эти чувства враждебности очень беспокоят горюющих и могут приниматься за признаки наступающего сумасшествия. Некоторые горюющие, сознавая, что чувство злости совершенно бессмысленно и очень портит их характер, усиленно борются против него и скрывают его насколько возможно. Но это может привести к тому, что чувства становятся как бы «одеревеневшими», а поведение — формальным.
Заметные изменения претерпевает также повседневная деятельность человека, переживающего тяжелую утрату. Эти изменения состоят не в задержке действий или речи; наоборот, в речи появляется торопливость, особенно когда разговор касается умершего. Горюющие могут совершать бесцельные движения, постоянно искать себе какое-нибудь занятие и в то же время болезненно не способны начинать и поддерживать организованную деятельность. Все делается без интереса. Также может наблюдаться неспособность заставить себя сделать то, что необходимо. Появляются трудности с концентрацией внимания и/или памятью.
Горюющий цепляется за круг повседневных дел, однако они выполняются им не автоматически, как обычно, а с усилием, как если бы каждая операция превращалась в особую задачу. Он поражается тому, насколько, оказывается, все эти самые обычные дела были связаны для него с умершим и потеряли теперь свой смысл. Особенно это касается навыков общения: прием друзей, умение поддержать беседу, участие в совместных предприятиях.
Можно, отметить еще одну характеристику, проявляющуюся у горюющих, находящихся на границе патологического реагирования. Это поглощенность образом умершего, которая может трансформироваться в захваченность симптомами и личностными чертами усопшего. В итоге у горюющих появляются черты умершего, симптомы его последнего заболевания или манеры его поведения в момент трагедии.
После описания нормальных реакций горя, закономерно возникает вопрос: какие реакции следует считать болезненными?
Болезненные реакции горя являются искажениями нормального горя. К ним относится затянувшееся переживания горя в несколько лет.
Может наблюдаться так называемая «отсрочка реакции». Если тяжелая утрата застает человека во время решения каких-то очень важных проблем или если это необходимо для моральной поддержки других, он может почти или совсем не обнаружить своего горя в течение недели и даже значительно дольше. Иногда эта отсрочка может длиться годы, о чем свидетельствуют случаи, когда пациентов, недавно перенесших тяжелую утрату, охватывает горе о людях, умерших много лет назад.
К болезненным реакциям относится сильная депрессия, сопровождающаяся бессонницей, чувство самоуничижения, напряжение, горькие упреки в свой адрес и необходимость самобичевания, разговоры о суициде, о воссоединении с умершим, о желании со всем покончить. Может наблюдаться иппохондрия, появление болезней психосоматического характера, таких как, язвенный колит, ревматический артрит, астма. Нередко бывает ослабление чувствительности, приступы удушья и т.д.
Беспокойство должно вызывать неистовая враждебность горюющего, направленная против конкретных людей, часто сопровождаемая угрозами. Но, несмотря на то, что они много говорят о своих подозрениях и резко выражают свои чувства, в отличие от параноидных субъектов, почти никогда не предпринимают никаких действий против обвиняемых.
Э. Линдеманн приводит такой пример самоотчета: «...я выполняю все мои социальные функции, но это похоже на игру: реально это меня не затрагивает. Я не способна испытывать никакого теплого чувства. Если бы у меня и были какие-нибудь чувства, то это была бы злость на всех».
Болезненной реакций также является утрата форм социальной активности: устойчивая нехватка инициативы или побуждений; неподвижность, горюющий не может решиться на какую-нибудь деятельность; страстно стремясь к активности, он так и не начнет ничего делать, если кто-нибудь не подстегнет его. С другой стороны горюющие легко могут пускаться в необдуманные финансовые авантюры, совершать серию глупостей в результате чего оказываются без семьи, друзей, социального статуса или денег.
Как же близкие люди могут помочь горюющему?
Разрешить эту задачу можно ответив на простой вопрос: чего хотят от нас люди, перенесшие утрату? Конечно ответ будет носить обобщенный характер, но тем не менее важно отметить четыре наиболее распространенных вида ожиданий.
«Позвольте мне просто поговорить». Эти люди хотят говорить об умершем, причине смерти, и о своих чувствах в связи с произошедшем. Им хочется проводить долгие часы в воспоминаниях, смеясь и плача. Они хотят рассказать о его жизни все равно кому, только бы слушали. В случае насильственной смерти им необходимо еще раз перебрать все мельчайшие подробности до тех пор, пока они перестанут пугать их и оставят их в покое и тогда они смогут оплакивать свою потерю.
«Спросите меня о нем/ней». Мы часто избегаем разговоров об умершем, но близкие интерпретируют такое поведение, как забвение или нежелание обсуждать саму смерть. Это демонстрирует уровень нашего дискомфорта, но не нашей заботы о близких умершего. «На кого он/она был похож?», «Есть ли у Вас фотография?», «Что он/она любил делать?», «Какие Ваши самые приятные воспоминания связаны с ним/ней?», «Что Вас сводило с ума?» - Это только несколько вопросов, задав которые мы можем проявить свой интерес к личности усопшего.
«Поддержите меня и позвольте мне выплакаться». Нет большего подарка, который мы можем подарить убитому горем человеку, чем сила наших рук, обхвативших его за плечи. Прикосновение - это чудо терапии; так мы выражаем свою заботу и внимание, когда слова нам неподвластны. Даже просто поддержка за локоть лучше, чем холодная изоляция. Люди плачут, им необходимо плакать, и намного лучше делать это в теплой обстановке понимания, нежели в одиночку. Страдающий человек всегда вправе не принять нашу руку; что не мешает нам по меньшей мере предложить ее.
«Не пугайтесь моего молчания». Бывают случаи, когда перенесшие утрату люди как бы замирают, беззвучно глядя в пространство. Нет нужды заполнять тишину словами. Мы должны позволить им погрузиться в свои воспоминания, сколь бы болезненными они ни были, и быть готовы продолжить разговор, когда они возвратятся в состояние «здесь и сейчас». Нам не нужно знать где они были и о чем думали; о чем мы должны побеспокоиться, так это чтобы человеку было комфортно. Большую часть времени они вряд ли смогут облечь свои воспоминания в подходящие слова и будут благодарны за то, что вы просто были с ними рядом в этой тишине.
Зная особенности ожиданий горюющих, нормальные и болезненные реакции горя позволяют более грамотно и безопасно выстраивать стратегию общения с горюющим, что помогает им вновь обрести чувство равновесия и полноты жизни.
Ф.Е. Василюка «Пережить горе» и Э. Линдеманна «Клиника острого горя»
Молитва от страха и тревоги:
Иногда возникают ситуации, когда все вроде бы хорошо, все здоровы, но в душе чувствуется какое-то тяжелое и давящее предчувствие. В таком случае поможет успокоиться чтение молитвы Псалом 90.
Молитва об избавлении от страха:
Люди, которые подвержены влиянию тревоги и страха становятся буквально рабами этих чувств и в итоге человека больше ничего не интересует. К тому же стоит учитывать, что негативные мысли никогда не способствуют решению проблемы или правильному выходу их ситуации. Православная молитва поможет вам избавиться от негативных мыслей и сосредоточится на случившейся ситуации. Ежедневно утром читайте молитву оптинских старцев.
Также в любой момент, когда вас посещает чувство тревоги, вы можете прочесть очень короткую молитву, которая поможет справиться с переживаниями:
«Господи Всевладыко наш! Избави от происков злых нечистого. Не дай лукавому душу мою терзать – беспокоить. Укроти страхи мои и избави от обидчика злого. На волю Господню уповая. Аминь».
Молитва от страхов и неуверенности.
Постоянно чувство страха негативно сказывается на деятельности нервной системы, что в свою очередь заставляет организм защищать иногда даже от несуществующей опасности. Все это негативно отражается на жизни человека и может спровоцировать потерю работы, ухудшение здоровья, проблемы в работе и в личных отношениях. Чтобы справиться с этой проблемой вы можете в любое время сказать такие слова:
«Огради мя, Господи, силою Честнаго и Животворящаго Твоего Креста, и сохрани мя от всякаго зла».
Молитва об усопшем христианине:
,,Помяни, Господи Боже наш, в вере и надежди живота вечнаго преставльшагося раба Твоего, брата нашего (имя), и яко Благ и Человеколюбец, отпущаяй грехи, и потребляяй неправды, ослаби, остави и прости вся вольная его согрешения и невольная, избави его вечныя муки и огня геенскаго, и даруй ему причастие и наслаждение вечных Твоих благих, уготованных любящым Тя: аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно во Отца и Сына и Святаго Духа, Бога Тя в Троице славимаго, верова, и Единицу в Троице и Троицу во Единстве, православно даже до последняго своего издыхания исповеда. Темже милостив тому буди, и веру, яже в Тя вместо дел вмени, и со святыми Твоими яко Щедр упокой: несть бо человека, иже поживет и не согрешит. Но Ты Един еси кроме всякаго греха, и правда Твоя, правда во веки, и Ты еси Един Бог милостей и щедрот, и человеколюбия, и Тебе славу возсылаем Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки веков. Аминь."
Молитва вдовца:
,,Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! В сокрушении и умилении сердца моего молюся Тебе: упокой, Господи, душу усопшия рабы Твоея (имя), в Небеснем Царствии Твоем. Владыко Вседержителю! Ты благословил еси супружесткий союз мужа и жены, егда рекл еси: не добро быти человеку единому, сотворим ему помощника по нему. Ты освятил еси союз сей во образ духовнаго союза Христа с Церковию. Верую, Господи, и исповедую, яко ты благословил еси сочетати и мене сим святым союзом с единою из рабынь Твоих. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти у мене сию рабу Твою, юже дал еси мне, яко помощницу и сопутницу жизни моея. Преклоняюся пред сею Твоею волею, и молюся Ти от всего сердца моего, приими моление мое сие о рабе Твоей (имя), и прости ей, аще согреши словом, делом, помышлением, ведением и неведением; аще земное возлюби паче небеснаго; аще о одежде и украшении тела своего печеся паче, неже о просвещении одеяния души своея; или аще небреже о чадех своих; аще преогорчи кого словом или делом; аще поропта в сердце своем на ближняго своего или осуди кого или ино что от таковых злых содела. Вся сия прости ей, яко благий и человеколюбивый: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит. Не вниди в суд с рабою Твоею, яко созданием Твоим, не осуди ю по грехом ея на вечныя муки, но пощади и помилуй по велицей милости Твоей. Молю и прошу Тя, Господи, сил даруй ми по вся дни жизни моея не преставая молитися о усопшей рабе Твоей, и даже до кончины живота моего просити ей у Тебе, Судии всего мира, оставления согрешений ея. Да яко же Ты, Боже, положил еси на главу ея венец от камене честна, венчая ю зде на земли; тако увенчай ю вечною Твоею славою в Небеснем Царствии Твоем, со всеми святыми, тамо ликующими, да вкупе с ними вечно воспевает всесвятое имя Твое с Отцем и Святым Духом. Аминь."
Молитва вдовы:
,,Христе Иисусе, Господи и Вседержителю! Ты плачущих утешение, сирых и вдовиц заступление. Ты рекл еси: призови Мя в день скорби твоея, и изму тя. Во дни скорби своея прибегаю к Тебе аз и молюся Ти: не отврати лица Твоего от мене и услыши моление мое, приносимое Тебе со слезами. Ты, Господи Владыко всяческих, благоволил еси сочетати мя с единым из рабов Твоих, во еже быти нам едино тело и един дух; Ты дал еси мне сего раба, яко сожителя и защитника. Твоей же благой и премудрой воле изволися отъяти от мене сего раба Твоего и оставити мя едину. Преклоняюся пред сею Твоею волею и к Тебе прибегаю во дни скорби моея: утоли печаль мою о разлучении с рабом Твоим, другом моим. Аще отъял еси его от мене, не отыми от мене Своея милости. Яко же некогда приял еси вдовицы две лепты, тако приими и сие моление мое. Помяни, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя), прости ему все согрешения его, вольная и невольная, аще словом, аще делом, аще ведением и неведением, не погуби его со беззаконми его и не предаждь вечной муке, но по велицей милости Твоей и по множеству щедрот Твоих ослаби и прости вся согрешения его и вчини его со святыми Твоими, идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь безконечная. Молю и прошу Тя, Господи, даруй ми во вся дни жизни моея не преставати молитися о усопшем рабе Твоем, и даже до исхода моего просити у Тебе, Судии всего мира, оставления всех согрешений его и вселения его в Небесные обители, яже еси уготовал любящим Тя. Яко аще бо и согреши, но не отступи от Тебе, и несумненно Отца и Сына и Святаго Духа православно даже допоследняго своего издыхания исповеда; тем же веру его, яже в Тя, вместо дел ему вмени: яко несть человек, иже жив будет и не согрешит, Ты един кроме греха, и правда Твоя — правда во веки. Верую, Господи, и исповедую, яко Ты услышиши моление мое и не отвратиши лица Твоего от мене. Видя вдовицу, зельне плачущу, умилосердився, сына ея, на погребение несома, воскресил еси: тако умилосердився, утиши и скорбь мою. Яко же отверзл еси рабу Твоему Феофилу, отшедшему к Тебе, двери милосердия Твоего и простил еси ему прегрешения его по молитвам Святыя Церкве Твоея, внемля молитвам и милостыням супруги его: сице и аз молю Тя, приими мое моление о рабе Твоем и введи его в жизнь вечную. Яко Ты еси упование наше. Ты еси Бог, еже миловати и спасати, и Тебе славу возсылаем со Отцем и Святым Духом. Аминь."
Рано или поздно в жизни каждого человека наступает момент, когда приходится расставаться с теми, кого мы любим.
Как бы не было тяжело об этом думать, а уж тем более говорить;переживать этот момент приходится всем. Как известно все люди разные и по разному воспринимают происходящее вокруг: кто-то молча держит эмоции при себе, а кто-то разряжается на окружающих.
Так что же лучше, молчать или кричать о своей боли?
Ответ однозначный - Кричать!!!
Ваш близкий человек Вас оставил. Вы чувствуете пустоту, все вокруг напоминает о нем, вещи;запахи;звуки;силуэты; Боль душевная перерастает в физическую, болит все тело, сил нет даже встать с дивана и бездонная пропасть пустоты и отчаяния на душе. Все слова утешения проходят мимо, не задерживаясь в памяти и не воспринимаются на должном уровне, порой кажутся издевкой. Это не так! Это наше душевное состояние диктует нам же самим, как воспринимать ситуацию! Если лежать (сидеть) молча, варится в своих мыслях, эмоциях, страхах, то со временем они возьмут верх над Вами. И как следствие этому невроз, депрессия, психоз, в отдельных случаях сумасшествие или суицид!!!
Как вы думаете, этого желает Вам тот, который вас покинул?
А может быть он желает, чтобы Вы продолжали здоровую и полноценную жизнь?
Задумайтесь, хоть на секунду! Легче Вам не станет, так же как не станет легче и вашим близким!
Да, конечно, можно и дальше продолжать молчать и переживать все внутри себя, но в таком состоянии Вы не добьетесь ничего, кроме тихой истерики внутри себя и переживать потерю будет намного больнее. А теперь встаньте, разбейте тарелку, еще одну; Прокричите свои мысли, кричите душой, выкрикните свою боль наружу, пусть она разобьется вместе с тарелкой, посмотрите, как она разлетается на мелкие кусочки! Маленькие, мелкие кусочки вашей боли никогда уже не смогут стать той большой, одной всеобъемлющей болью, терзающей мысли и дух! Улыбнитесь! Улыбнитесь через силу, даже если не хочется! У Вас получилось!
В каждом человеке скрыт огромный потенциал сил, духовных и физических, мы намного сильнее, чем привыкли считать! Учитесь преодолевать препятствия жизни, ведь это совсем не сложно, просто прислушайтесь к себе повнимательнее!
Свежие комментарии