На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

3 июня: Празднование Владимирской иконы Божией Матери.

Владимирская икона Божией Матери много раз спасала нашу страну от бед. Поэтому в ее честь было установлено большое количество православных праздников. Одним из таких праздников является день спасения Москвы от нашествия татар в 1521 году. Отмечается он 21 мая (3 июня).

Нужно сказать, что Владимирская икона Божией Матери является главной и наиболее почитаемой из всех русских икон. На ней изображена Богоматерь, держащая на руках младенца Христа. Написана она была в XII веке.

Согласно церковным преданиям, написана эта икона была Святым Евангелистом Лукой. Приблизительно, до середины V века она оставалась в Иерусалиме. Затем она была перевезена в Константинополь. В Россию, в Киев, из Византии данную икону доставили в начале 12 века (около 1131 года), в качестве подарка Юрию Долгорукому. Там икона была установлена в женском Вышгородском монастыре, расположенном под Киевом.

История иконы Владимирской иконы Божией Матери:

Сильнее всего почитать Владимирскую икону Божией Матери начали во времена правления великого князя Андрея Юрьевича Боголюбского (около 1110–1174), который являлся сыном знаменитого великого князя Юрия Долгорукого, основавшего Москву.

Без согласия отца в 1155 году он принял решение оставить свой удел и уехать в Ростово-Суздальскую землю. Кстати, прозван так этот князь был за то, что являлся боголюбивым человеком. Перед дорогой он захотел взять с собой иконы. Так он и узнал о Владимирской иконе Божией Матери. К тому времени она уже 3 раза покидала свое место.

Первый раз она каким-то образом оказалась посреди церкви, во второй раз она была повернута к алтарю, в третий раз Владимирская икона Божией Матери снова стояла отдельно вне престола. После этого необычного рассказа князь отправился в церковь, чтобы взглянуть на икону. Молясь перед ней, князь просил Богородицу быть заступницей Ростово-Суздальских земель, которые полностью отдавал под власть Богородицы. Отправившись к новому месту своего правления, князь взял эту икону с собою.

По дороге икона сотворила немало чудес, окончательно убедив князя в правильности его выбора. Самым значимым из этих чудес можно назвать явление князю Божией Матери. Это событие произошло поблизости от города Владимира. Княжеские лошади, которые везли икону, вдруг неожиданно остановились и не хотели идти дальше. Новые лошади тоже не захотели двигаться дальше. Богородица явилась князю ночью, в то время, когда он совершал молитву. Она объявила ему, что эта икона должна находиться в городе Владимире. Поэтому князь и решил сделать столицей своего нового княжества именно этот город.

Андрей Юрьевич повелел в честь Божией Матери построить Успенский собор, который является сегодня одной из главных достопримечательностей этого города. Он является главным кафедральным собором Владимирской епархии.

А сама чудотворная икона была окружена особым почитанием. Князь выделил собору «десятину». Летопись особо подчеркивает, что этот собор был построен из камня. Князь повелел украсить икону большим количеством золота, серебра, а также другими драгоценностями.

Город Владимир стал новой столицей Северо-Восточной Руси. Вокруг этой иконы в данном регионе и началось особое почитание Пресвятой Богородицы, которое затем стало неотъемлемой частью русского православного сознания.

Пресвятая Богородица, согласно преданию, оказывала покровительство Иверии и горе Афон. Константинополь также находился под ее покровительством. Заступничество Божией Матери много раз спасало этот город от различных нашествий.

Особенного внимания заслуживает чудо, которое произошло здесь в 910 году. Тогда во Влахернском храме перед толпой верующих явилась Богородица. Она простерла над ними белый покров (омофор). Этому событию было предано огромное значение. Богородицу с тех пор начали рассматривалась как главную Заступницу за людей перед Богом.

Почитание Божией Матери с принятием христианства сразу же утвердилось и на Руси. Владимир Святой посвятил ей главный храм Киева. Дата освящения этого храма стала праздником. Он стал первым христианским праздником именно Русской Церкви и ежегодно отмечался 11 или 12 мая.

Князь Андрей Боголюбский в XII столетии придавал очень большое значение почитанию Божией Матери. Он повелел написать икону в честь явления ему Пречистой. Эта новая икона получила название Боголюбской иконы Божией Матери. А на месте явления Богородицы были воздвигнуты церковь и монастырь.

Тогда же князь Андрей Юрьевич велел написать «Сказание о чудесах Владимирской иконы Божией Матери». В нем утверждалось, что Божия Матерь является покровительницей Руси.

В честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы был основан храм Покрова Божией Матери на Нерли. Нужно отметить, что эта великолепная белая церковь стала настоящей жемчужиной древнерусского зодчества и до сих пор поражает своей красотой.

Владимирская икона Божией Матери в последующие годы и столетия не раз помогала нашему народу справляться с врагами. Именно ее очередным чудом сочли современники победу князя над волжскими булгарами, которая произошла в 1164 году.

В 1395 году к границам Руси подошли войска беспощадного среднеазиатского правителя Тимура (Тамерлана). Этот завоеватель уже был известен своими победами на весь мир.

Тогда митрополит Киприан обратился с молитвами к Пресвятой Богородице. Эту икону доставили в Москву из Владимира. 26 августа 1395 г. икону установили в Успенском соборе. И в этот самый час грозный Тимур неожиданно решил отступить. В честь этого события в день 26 августа был установлен церковный праздник — Сретения (встречи) этой иконы. На месте встречи иконы основали Сретенский монастырь.

Потом еще много подобных чудес сотворила икона. С ее помощью на Руси связывали победу над Золотой ордой и освобождение от ига.

В 1521 году на Русь двинулись многочисленные войска Мухаммед-Гирея. Полчища татар быстрыми темпами приближались к Москве, разрушая все на своем пути. Московский митрополит и все жители столицы начали усердно молиться о спасении. Татарскому хану было видение Божией Матери, окруженной грозным войском. Он очень сильно испугался и в страхе бежал прочь со своим войском.

Пред иконой Пресвятой Богородицы «Владимирская» молятся об избавлении от нашествия иноплеменных, о наставлении в Православной вере, о сохранении от ересей и расколов, об умирении враждующих, о сохранении России.

Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 4

Днесь све́тло красу́ется сла́внейший град Москва́,/ я́ко зарю́ со́лнечную восприе́мши, Влады́чице,/ чудотво́рную Твою́ ико́ну,/ к не́йже ны́не мы притека́юще и моля́щеся Тебе́, взыва́ем си́це:/ о, пречу́дная Влады́чице Богоро́дице!/ Моли́ся из Тебе́ воплоще́нному Христу́ Бо́гу на́шему,/ да изба́вит град сей и вся́ гра́ды и страны́ христиа́нския/ невреди́мы от всех наве́т вра́жиих,// и спасе́т ду́ши на́ша, я́ко Милосе́рд.

Перевод: Сегодня светло радуется славнейший город Москва, как сияние солнца приняв, Владычица, чудотворную Твою икону, к ней же мы сейчас приходим и молимся Тебе, взывая так: «О пречудная Владычица Богородица, молись воплощенному из Тебя Христу Богу нашему, да сохранит город этот и все города и страны христианские невредимыми от всех вражеских козней и спасет души наши, так как Он Милосердный».

Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

,,Взбра́нной Воево́де победи́тельная,/ я́ко изба́вльшеся от злых/ прише́ствием Твоего́ честна́го о́браза, Влады́чице Богоро́дице,/ све́тло сотворя́ем пра́зднество сре́тения Твоего́ и обы́чно зове́м Ти́:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная."

Перевод: Обороняющей нас Военачальнице воспеваем победную песнь, так как избавились от бед пришествием Твоего почитаемого образа, Владычица Богородица, и радостно празднуем встречу с Тобой и по обычаю взываем к Тебе: «Радуйся, Невеста, брака не познавшая».

Ин кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской», глас 8

,,К Взбра́нней Воево́де и Засту́пнице, Де́ве и Богоро́дице,/ в чи́стей со́вести, ве́рою утверди́вшеся, ру́сстии наро́ди,/ невозвра́тно наде́жду иму́ще, притеце́м,/ к чудотво́рному Ея́ и пречи́стому о́бразу, и возопие́м Ей:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная."

Перевод: К обороняющей нас Военачальнице и Заступнице, Деве и Богородице, с чистой совестью, утвердившись в вере, русские народы, имея неизменную надежду, придем, к чудотворному Ее и пречистому образу, и воззовем к Ней: «Радуйся Невеста, брака не познавшая».

Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Владимирской»:

,,О, Всеми́лостивейшая Госпоже́ Богоро́дице, Небе́сная Цари́це, Всемо́щная Засту́пнице, непосты́дное на́ше Упова́ние! Благодаря́ще Тя о всех вели́ких благодея́ниях, в ро́ды родо́в лю́дем росси́йским от тебе́ бы́вших, пред пречи́стым о́бразом Твои́м мо́лим Тя: сохрани́ град сей (или: весь сию́, или: святу́ю оби́тель сию́) и предстоя́щия рабы́ Твоя́ и всю Зе́млю Ру́сскую от гла́да, губи́тельства, земли́ трясе́ния, пото́па, огня́, меча́, наше́ствия иноплеме́нных и междоусо́бныя бра́ни. Сохрани́ и спаси́, Госпоже́, Вели́кого Господи́на и Отца́ на́шего (имярек), Святе́йшего Патриа́рха Моско́вского и всея́ Руси́ и Господи́на на́шего (имярек), Преосвяще́ннейшего епи́скопа (или: архиепи́скопа, или: митрополи́та) (титул), и вся Преосвяще́нныя митрополи́ты, архиепи́скопы и епи́скопы правосла́вныя. Даждь им Це́рковь Росси́йскую до́бре упра́вити, ве́рныя о́вцы Христо́вы неги́блемы соблюсти́. Помяни́, Влады́чице, и весь свяще́ннический и мона́шеский чин, согре́й сердца́ их ре́вностию о Бо́зе и досто́йно зва́ния своего́ ходи́ти коего́ждо укрепи́. Спаси́, Госпоже́, и поми́луй и вся рабы́ Твоя́ и да́руй нам путь земна́го по́прища без поро́ка прейти́. Утверди́ нас в ве́ре Христо́вой и во усе́рдии ко Правосла́вной Це́ркви, вложи́ в сердца́ на́ша дух стра́ха Бо́жия, дух благоче́стия, дух смире́ния, в напа́стех терпе́ние нам пода́ждь, во благоде́нствии – воздержа́ние, к бли́жним любо́вь, ко враго́м всепроще́ние, в до́брых де́лех преуспе́яние. Изба́ви нас от вся́каго искуше́ния и от окамене́ннаго нечу́вствия, в стра́шный же день Суда́ сподо́би нас хода́тайством Твои́м ста́ти одесну́ю Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, Ему́же подоба́ет вся́кая сла́ва, честь и поклоне́ние со Отце́м и Святы́м Ду́хом, ны́не и при́сно и во ве́ки веко́в. Ами́нь."

Картина дня

наверх