На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети "Интернет", находящихся на территории Российской Федерации)

Свежие комментарии

Маски долой!

Маски долой!

Скажите, любезный читатель, вы любите карнавалы? Маскарады? Надеваете, наверное, маску потаинственнее на новогодний вечер? А чем вас не устраивает ваше лицо? Зачем скрывать его под маской? Чтобы сделать моложе и ярче? Или остаться неузнанным?

Вот и нашим далеким предкам хотелось того же: что-то в себе изменить, подправить, скрыть — или прикинуться кем-то другим. И выход нашелся: человек придумал маску.

Древнее маски-шоу. Первые маски, разумеется, не дошли до нас. Ведь древние охотники не утруждали себя изготовлением съемных масок, а в простоте рисовали себе другое лицо: разноцветной глиной, соком плодов и трав расписывали свои физиономии.

Для каждого случая существовала своя «боевая раскраска». Собираясь на охоту, мужчины делали маски, которые могли либо запугать зверя, либо спрятать самого охотника, сделать его трудноразличимым в зарослях лиан. Выступая в поход против соседнего племени, люди старались сделать личины пострашней: пусть враг дрожит при одном только виде!

Маски духов и животных-хранителей рода надевали наиболее уважаемые мужчины племени во время коллективных ритуалов (вызывания дождя, камлания на удачную охоту, исцеления умирающего и т. п.); шаманы и колдуны прятали за ними лица во время трансовых и медитативных действ, общаясь с божествами. И если в первом случае человек с помощью маски сам становился воплощением духа или животного, то во втором — маска скрывала человеческие черты, делая его «своим» в сонме языческих божеств и могущественных стихий.

Такую же роль играли и золотые маски египетских царей: неважно, велик или ничтожен, силен или слаб духом и телом был при жизни фараон — золотая маска, украшенная драгоценными камнями, служила ему после смерти верным пропуском в Высший мир… Кстати, существует множество рисунков — и наскальных изображений, и фресок, и папирусов, — где люди и боги запечатлены в масках. Почему? Быть может, люди опасались рисовать лик божества?

Собственно, все это до сих пор существует в племенах, сохранивших в неприкосновенности обычаи многотысячелетней давности. Культура современных африканских, амазонских дикарей выстроена на сложной, многозначной системе ритуальных масок на любой случай жизни. Маска позволяет человеку полноценно существовать в нескольких ипостасях: не меняя своей сути, он способен перевоплотиться из воина в охотника, из охотника — в мужа, из мужа — в участника магического действа… Маски там передаются наследству, и с ним вместе -- соответствующие им роли, так культура воспроизводит сама себя.

Игры человечества. И охотники, и воины, и шаманы, и жрецы использовали маски как ритуальный предмет, необходимый в обычной жизни. Но мало-помалу потребность в повседневном маскараде отпадала — зато набирала силу Игра. Театр, цирк, массовое ритуальное или религиозное действо, карнавал — все эти игры человечества требовали смены ролей и, соответственно, разных масок.

Наибольшее распространение маски получили в античном театре: там у каждого актера имелся целый набор «запасных лиц». Представления проходили под открытым небом: мимика героев трагедий и комедий была не видна многочисленным зрителям, поэтому актер по ходу спектакля менял маски, утрированно выражающие удивление, радость, досаду, смех, скорбь… Кстати, интересная деталь: с обратной стороны этих масок возле рта были укреплены специальные металлические резонаторы, усиливающие громкость голоса, — остроумная альтернатива современным микрофонам. Маски позволяли лицедеям донести до зрителя эмоции своего персонажа, придавали мощь их голосам, помогали создавать монументальный образ…

Затем наступила эпоха эллинизма: маски перекочевали в театр пантомим, театр одного актера, легко менявшего при помощи масок обличья-роли.

Очередной период расцвета маски пережили в веселых театральных представлениях, популярных на Сицилии и юге Италии, их называют флиаками. Актеры, играющие во флиаках, с помощью масок пародировали популярных персонажей повседневной жизни, а также действующих лиц классических трагедий и комедий. Бытовая комедия требовала все большей детализации и индивидуализации образов, и театральные маски стали намного разнообразнее.

Преображенье лиц, преображенье душ. Остались ли маски в повседневной жизни? Разумеется, остались! Разве можно представить себе благородную даму без вуали? И в позапрошлом веке, и раньше… Она скрывала нежное (или не очень) лицо от толпы. Или благородного рыцаря без забрала – вы можете вообразить? А ведь забрало — не просто стальная пластина, защищающая глаза от ударов копья или от стрел. Шлем, целиком скрывавший лицо воина, как бы создавал образ железного человека: грозного, неуязвимого, непобедимого. Чем не маска первобытного охотника!

Кстати, еще одна важнейшая функция маски-шлема — сделать рыцаря не просто неузнаваемым, но безликим. Все, что нужно, о нем расскажет герб — личность героя скрыта. Вот еще один ключевой поворот в истории маски. Она не только позволяет сыграть ту или иную роль, с ее помощью можно отрешиться от собственной личности. Разве не ради этого палач надевал колпак с прорезями для глаз: не он, человек с именем, фамилией, собственной судьбой и своим личным мнением -- казнит преступника. Вершится Суд!

Маскарадные маски веками позволяли некрасивым матронам казаться юными и прелестными, белые маски куклуксклановцев в один миг превращали почтенных фермеров в оголтелых убийц. Кому-то маски помогали подняться или спуститься на иную ступеньку социума, кому-то -- стать членом определенного сообщества, касты.

Как мы видим, маски сыграли заметную роль в нашей истории: их носили фараоны и жрецы, шаманы и палачи, балаганные шуты и актеры классического театра, аристократы и разбойники с большой дороги. История маски не закончилась – она продолжается в наши дни. Люди и сегодня охотно играют в маски, почему? Ответ мы находим в лермонтовском «Маскараде»: «Под Маской все чины равны, у Маски ни души, ни званья нет, есть тело. И если Маскою черты утаены, то Маску с чувств срывают смело…» Не в этом ли разгадка магического обаяния этой немудреной вещицы? Лишь надев ее, многие люди становятся самими собой, избавляясь от надоевших образов, навязанных цивилизованным обществом…

Кожаная маска садиста или мазохиста позволяет скромному клерку воплотить в реальность свои самые необузданные сексуальные фантазии, как прежде маскарадная маска и костюм простолюдинки позволяли гордой аристократке предаться разврату с крестьянскими парнями. Маска позволяет нам скрыть внешность и обнажить самые потаенные уголки души, реализовать те стороны личности, которые обычно задавлены условностями и бытом.

Чтобы обрести мудрость предков, силу зверя, всеведение духов, надевали маску первобытные люди, остро чувствовавшие свое несовершенство и уязвимость перед могучими силами природы. Чтобы позволить себе естественные порывы, раскрепощение души и тела, прячемся за маску мы, дети могущественной цивилизации, владеющие самым разрушительным оружием и ресурсами. И именно за это, за право быть собой, мы сегодня благодарны маске и бережно упаковываем ее в свой багаж, собираясь в будущее…

Второе рождение. Но разве нам, сегодняшним, нужны настоящие маски с завязочками на затылке, чтобы войти в образ и сыграть роль? Разумеется, нет. Не хуже древних охотников освоили современные дамы искусство «боевого раскраса» — многие ли представительницы прекрасного пола рискнут выйти из дому без макияжа? И ведь речь не о том, чтобы мазнуть по губам помадой или чуть замаскировать морщинки. Рисуются лица, с помощью косметики создаются образы — строго в соответствии с требованиями момента.

Обратите внимание: в одной «маске» дама отправляется в офис, в другой — на свидание, в третьей - на родительское собрание к ребенку, в четвертой — на посиделку с подругой... Джентльмены, разумеется, губы и глаза не подкрашивают (во всяком случае, большинство из них), однако и они пользуются своими «масками»: соответствующий образ создается с помощью одежды и аксессуаров. Словом, как и много тысяч лет назад, мы нуждаемся в масках — и потому совершенствуем их день ото дня. Ну, ладно бы речь шла о тех, что можно снять или смыть.

Однако человечество прогрессирует: сегодня все популярнее, востребованнее маски, сделанные «навечно». Речь о пластической хирургии. Призванная исправить дефекты внешности, устранить признаки увядания, она пошла куда дальше: косметологи все чаще получают заказ «сделать лицо», как у той или иной кинозвезды… То есть люди не просто хотят попробовать новый образ, они навсегда отказываются от собственного лица. А значит, от собственной личности…

Леонид ГОЛИЦИН, философ 

Картина дня

наверх